Беломорская Шуя - 1998 / Дневник
Заглавная | Походы | Дневник | Фотоальбом | Схема маршрута

Беломорская Шуя - 1998 / Дневник
- 8.08.98 - 24.08.98 -


Состав группы:
1. Сасин Виктор Иванович
2. Сасина Зинаида Михайловна
3. Сасина Мария Викторовна
4. Мозжорин Евгений Петрович
5. Мозжорина Анна Евгеньевна (автор)
6. Фомина Мария Юрьевна
7. Филицин Алексей Анатольевич (“Большое тело”)
8. Комаров Алексей Сергеевич (“Стремительный”)
9. Семенюшкин Алексей Владимирович (“Деловой”)
10. Студенов Игорь Леонидович
11. Грозовский Олег Владимирович
12. Жеренков Константин Дмитриевич

7,8.08.98
Весь день мы собирались: укладывали рюкзаки, готовили хавчик на дорогу и думали, как мы все ЭТО потащим до поезда. Поскольку вещей получилось много сверх меры, нашли провожатых — старого друга и однокурсника Е.П. (Мозжорина Евгения Петровича) — господина Заболоцкого, и нашу драгоценную соседку, которая проводит нашу маму (Мозжорину Татьтяну Михайловну) домой, так как с вокзала возвращаться надо очень поздно. Заболоцкий проводил нас до платформы Петровско-разумовская, а на Ленинградском вокзале мы все вещи перетащили челноком до “места встречи”. Практически сразу нашли своих товарищей — сначала В.И. (Виктора Ивановича), а потом и остальных Сасиных: З.М (Зинаиду Михайловну), М.В (Марию Викторовну) с молодым человеком, который, впрочем, был провожающим. Поближе к одиннадцати часам Е.П. прогнал наших провожающих домой, а потом мы пошли за прессой в ближайшую палатку. На вокзале как всегда — ассортимент нулевой, а цены космические.
Напротив нашей “стоянки”, прямо посередине пространства между колоннами вокзальной крыши, медленно, но верно, росла груда рюкзаков, мешков и прочих вещей. Мы стояли и удивлялись — кто же это столько шмотья с собой набрал? Причем около этой кучи сначала почему-то никого не было, она как бы произрастала сама по себе. Приблизительно через полчаса обнаружилось, что эти вещи принадлежат участникам нашей кампании. Выяснилось также, что весь народ уже в сборе. Вычислили, где наш вагон и начали таскать вещи на платформу.
Поезд № 112 Москва — Мурманск подали на путь минут за сорок до отбытия. Неспеша погрузились в вагон, разложили рюкзаки по полкам, в общем, устроились. Мы с Е.П. оказались в одном купе с З.М и В.И.
Отбыли ровно в 1.17 по московскому времени.
Утром проснулись поздно (чего еще в поезде делать, как не спать?). В 12 часов наши многоуважемые завхозы (М.В. и М.Ю.) приступили к бухгалтерским расчетам: кто сколько и каких продуктов купил и, главное, почем. Очень долго мучили народ на предмет расходов, вычисляли общую стоимость походного хавчика и создавали общественную кассу. Народ в итоге сильно утомился и многие часов в семь спать завалились (в том числе и я). Проснулись в десять, попили чаю и стали готовиться к выходу.

9.08.98
В 0.50 прибыли в Беломорск, благополучно выгрузились из поезда и распрощались с проводниками. Еще в процессе выгрузки около нас вертелся какой-то мужик, который оказался водителем “крутейшей тачки”. Он предложил нам автомобильные услуги за 500 рублей на всех. Мы сторговались на 450, причем не до Лехты, а дальше поселка Шуеозеро. Шеф ушел за машиной, а мы достали теплые вещи и оделись, как на зимовку. Через полчаса мы уже грузили вещи в “полукрытый” грузовичок. Навалили такую гору вещей, что оказалось негде сидеть. Сели на рюкзаки, а ноги поставили на лавки. Я попала в щель промеж рюкзаков и устроилась там как в самолетном кресле. Так всю дорогу и ехала. Только вот ноги все время вылезали за пределы борта машины и было очень холодно.
Ехали сначала вдоль железной дороги по направлению на Сосновец, потом свернули на проселок. Лешка Комаров, он же Стремительный, взял с собой дальнобойный тяжеленный фонарь, который ребята всю дорогу испытывали на дорожных знаках. Такой фонарь вполне мог бы сойти за автомобильную фару, в итоге ребята допрыгались: шофер остановил машину и выскочил из кабины — он думал, что мы этим фонарем ему какие-то знаки подаем. А уж как, наверное, ругались шоферы обгоняющих нас машин!!!
К трем часам ночи мы уже были за поселком Шуеозеро на большой неровной поляне. Е.П. обнаружил, что оставил в машине свой замечательный павловский перочинный нож с отличным лезвием — своего “боевого товарища”. Жалко. Пьющая часть группы “дернула” за прибытие, после чего поставили палатки и завалились спать.
“Утром” встали до безобразия поздно — аж в 12 часов. После завтрака стали собирать суда и вещи. От нашей стоянки до озера — метров 100 по бурьяну и буеракам. Пока таскали собранные вещи и лодки к берегу протоптали хорошую тропу.
Место нашего лагеря приходится прямо против первого от села острова. Собравшись к 18.00, вышли. Взяли курс прямо на ближайший крупный мыс и потихоньку обогнули его. Пока шли до мыса, ветер нас не очень донимал, но как свернули в соседний залив... В общем, выгребали против ветра. Мы-то еще ничего на своем “быстроходном катере”, который был испытан на Байкале в почти штормовой ветер, а вот четверке на большом синем катамаране (экипаж: Лешка - Большое тело, Лешка - Деловой, Лешка - Стремительный, Игорь) пришлось несладко. Да и девчата на “Салюте” тоже наломались. Благополучно переплыв “море”, разбили лагерь на мысу острова, довольно большого, но лес там как бы строевой, видимость через него очень хорошая, что для удобств не очень подходит. И еще там было муравьев ужасное количество.
Разбили лагерь и тут нашим уважаемым завхозам пришло в голову свалить все продукты в кучу и посчитать их. А я с таким трудом продуктовые мешки укладывала, по три раза перебирала их! Обидно. Да и на походе такие вещи делаются только в конце маршрута, когда у всех остается продуктов по мизеру. Тогда и производят учет. А тут — явный просчет организаторов маршрута. Ну да ладно, чего вспоминать...
В результате переучета нас “облегчили” на 14 кГ. Неплохо.

10.08.98, Понедельник.
Подъем в 7.30. Позавтракали и стали собираться. У В.И. протек уксус и он решил выбросить драгоценную жидкость, но я посоветовала не делать этого, так как возможно придется солить грибы или еще чего. У меня раздавился крем “Florena”, который был в жестяной круглой баночке (штатная упаковка). Вывод: кремы брать в поход надо только в полиэтиленовых пузырьках.
Прособирались долго — вышли в 12.00. Углубились в большой залив. Проходили мимо небольших островков, поросших деревьями и у берега — травой. Погода солнечная, полный штиль. С утра было холодно, но когда вышли, стало жарко. Девчата на “Салюте” удили спиннингом рыбу, но безрезультатно. Мы все неспеша, так сказать в развалочку, прошли весь залив и около истока Шуи на правом берегу залива обнаружили стоянку. Площадка небольшая на обрывистом берегу высотой метра два, кругом полно черничника и море грибов. Место очень приятное. Вылезли тут прогуляться и подождать отстающих товарищей. Когда все собрались, решили идти дальше и уже на реке устраивать перекус.
Дальше вглубь залива берега понизились, образовалось сплошное болото. Минут сорок мы шли по широкому достаточно извилистому заливу (или это уже река?). Погода стала портиться — на небе заходили огромные свинцово-серые облака, из некоторых из них закапал дождик. Залив расширился, образуя как бы небольшое озерко с вонючей темно-коричневой и какой-то маслянистой на вид водой. Болотистые берега совсем сравнялись с водой, то есть это вовсе было не озеро, о натуральное болото. Протоку в реку отыскали с трудом: ее занесло плавучими островками из ила и болотной травы, встать ногами на которые оказалось затруднительно — Е.П. вылез на один из них и по пояс погрузился вместе с островком в воду. Протока из-за этого узкая, мелкая и извилистая оказалась совершенно несудоходной. Не знаю уж как остальные, а мы проволокли наш несчастный кат одним баллоном по берегу (поскольку он не прошел по габариту в протоку, да и в повороты явно не вписывался).
Миновав узкое место, решили искать место для обеда. Через полчаса встали на обед. После обеда шли около получаса по достаточно широкой реке с болотистыми берегами и жидким лесом, пошел дождь. Потом — первая шиверка: река резко сужается, делает левый, затем правый поворот, по берегам лежат поваленные деревья, в воде у берега — коряги. За шиверой сразу низкий мост, важно не влететь в него, успеть зачалиться на правом берегу (там тропа обноса). Мост обносили, не разгружая суда. Мужики вшестером брали груженые лодки с бортов и обносили. Далее по лоции предвиделся второй мост километров через пять. Посоветовавшись, командоры решили искать стоянку за вторым мостом. К 18 часам проплывали хорошую стоянку на правом берегу (каменистый выход к воде, площадка чуть ли не с удобствами), но не остановились, так как думали пройти подальше.
Шли еще минут 20. Лес отошел от берегов, уступил место болоту с пушистой светло-зеленой травой, над которой реяли синие небольшие стрекозы. Выглянуло солнце, стало даже припекать. Справа по борту открылась протока в озерко с низкими болотистыми берегами (оз. Гнилое). Решили в него не заходить, делать в болоте нам совсем нечего, и свернули в левую протоку (то бишь в реку). Пока думали, куда нам собственно плыть, подошли два других судна — “Таймень” с Костей и Олегом и кат В.И. и З.М. Дожидаться “Салюта” и ката-четверки не стали, решили искать стоянку на первом же подходящем для этого месте. В итоге так до моста и дошли, это заняло где-то минут 20.
Мост этот оказался довольно высоким сооружением из бревен, но сразу за ним остался старый мост, бревна которого упали частично в воду, а оставшиеся так низко нависали над водой, что для нашего ката тут оказался габаритный непроход по высоте. Новый мост построили, наверное потому, что тут проходит грунтовая дорога, которой по-видимому, местные часто пользуются, так как кругом все оказалось довольно загаженным.
Олег с Костей на своем прытком “Таймене” прошли оба моста без приключений, пригнувшись. Я не смогла так низко пригнуться, чтобы не задеть свод первого моста (мне мешал серый рюкзак), и выпрыгнула на мост. Наш кат прошел мост хорошо, только я чуть притопила веслом нос ката на выходе. А вот второй мост... Под первым же бревном застряли. Мы с З.М. встали ногами на мое сиденье, взялись руками за гвозди и нагели, оставшиеся в бревнах, и стали прыгать, чтобы продвинуть серый рюкзак под бревном. Получилось. Остальные два бревна прошли без приключений. Другой кат-двойка был проведен под мостами без проблем.
Поджидая отставших (“Салют” и четверку), долго болтались по дороге, сильно страдая от жары и комаров, будто бы озверевших к вечеру, думали уж было вставать на ночевку тут, но место уж больно, как бы это помягче сказать, заплеванное. Решили даже, что отставшие зашли в озеро и заблудились. Но все закончилось благополучно, и мы дождались-таки наших “хвостистов”.
Далее мы на нашем кате пошли вперед искать место для стоянки. Минут через 15 ходу вышли в озеро, все сплошь заросшее травой, только посередине узкая протока (это река своим течением не дает укорениться траве). Сначала даже не поняли, что это озеро. Подошли Машки на своем танке и мы послали их в разведку на ближайший берег. Пока народ подходил к месту нашей дислокации, пока выясняли, где плывем, потеряли Машек из виду. Пошли туда, где мы их просили посмотреть берег. У берега в зарослях травы обнаружили пустую байдарку. Девчата, оказалось, пошли пешком по берегу и нашли полянку, которую с воды не видно, но места для палаток там много и еще есть избушка без курьих ножек и огромное поваленное дерево. Не без труда отыскали указанную поляну, разгрузились, разбили лагерь и мы стали готовить ужин. Оказалось, что В.И. около озера Гнилое подстрелил маленькую утку, из которой тут же был приготовлен бульон.
После ужина определили свое местоположение — озеро называется Кузькозеро, а стоянка наша находится на огромном, во все озеро, острове. Народы достали гитару и как в песне поется “сидя у костра, орали песни до утра”.

11.08.98. Вторник.
Мы с утра готовили кашу, поскольку дежурили, и сдуру забыли положить в нее курагу, за что получили нагоняй от многоуважаемых завхозов — Машек. И опять же из-за этой несчастной каши собрались на 1.5 часа позже остальных (вышли в 12.30). С нашей стоянки надо идти вдоль острова налево. Берега болотистые, у воды совсем болото, вдали видно лес (сосны обгрызенные). Погода неважная — туман, даже дождик стал было накрапывать. За 15 минут доплыли до выхода в Шую, там как бы две протоки: одна (правая) и есть река, а вот левая — это часть озера. Шли по реке полчаса, миновали каменистую быстрину (шиверой-то ее назвать нельзя, не стоит она этого) и вышли к еще одному мосту. Перед ним имеется еще одна коварная своей малой глубиной шивера. До раздвоения на левом берегу имеется натоптанная площадочка, на которой мы и высадились. От нее до дороги идет тропа. По левому рукаву можно пройти на кате до моста, но под мостом тут очень небольшая высота, судно никак не пропихнуть. Справа протока очень мелкая и около моста лежит бревно, которое обойти сложно. Но лодку под настилом моста протолкнуть вполне реально (но только не наш еще не “съеденный” кат). Е.П. провел кат по левой протоке, после чего мужики все скопом протащили его, не разгружая, по берегу. Похоже, так они поступили и с четверкой, в то время как байдарки и Сасинская двойка шли по правой протоке и протискивались под мостом.
Нас, оказывается, уже как час ждали и заодно готовили обед. На третье был наш компот, который был куплен на бибиревском базаре с лотка. Оказался очень вкусным, с вишнями и грушами.
Отобедав, неспеша шли три часа по болотистой, зарослей по берегам реке до Верхнего Кипозера. Незадолго до него на правом берегу видели хорошую стоянку, вся площадка засыпана сосновыми иголками, есть стол, сушилка для грибов и много пеньков от больших сосен. Лешка - Деловой признался потом, что когда он был на этой реке, их компания стояла на этом месте и еще у них тут баня была (я ее видела: невдалеке от стоянки, подход к воде плохой — по болотной траве до воды шлепать никак не меньше двадцати метров).
Верхнее Кипозеро тоже все заросло травой. Мы продирались сквозь густые заросли и, когда наконец вышли на чистую воду, увидели на правом берегу избушку, около которой, видимо, расположился лагерь другой группы. У травы, из которой мы только что вынырнули, ловил рыбу на катамаране одинокий турист. Решили искать стоянку на правом берегу прямо на мысу, за которым из озера вытекает Шуя. Место стоянки оказалось очень приятным, но мест для палаток явно не хватало. Разместились кто где. Мы забрались выше всех.
Пока разбивали лагерь, к нам подплыл тот рыбак, которого мы видели у травы рядом с протокой. Оказалось, что лагерь у избушки – это их. Сами они из Москвы, путешествуют на катамаранах впятером – один мужик, три женщины и ребенок.
Перед ужином некоторые из наших товарищей (Алексей - большой, Алексей - Деловой и еще кто-то, не помню) решили искупаться в озере. Может быть, на них оказала влияние та группа, они там баню устроили: довольно долго мы слышали жуткие вопли с того берега – они тоже купались.
После купания и длительной подготовки к ужину состоялось празднование дня рождения З.М. После ужина долго сидели у костра и орали во всю глотку песни, а принявшие по положенной после бани дозе товарищи с того берега вопили дикими голосами нам в ответ. Потом В.И. решил устроить праздничный салют – достал ружье и выпалил несколько раз, чем привел в жуткий восторг тех москвичей.

12.08.98. Среда.
Первая дневка. После завтрака я завалилась спать и проспала аж до пяти вечера. Народы, похоже, играли весь день в карты. После обедо-ужина Е.П. отбыл на рыбалку, а я болталась по лессу в поисках грибов. Попадались одни моховики и подосиновики. Я прошла в сторону залива, из которого вытекает река, но уткнулась в болото. Здесь везде так: на скалах, что повыше – сухое место для стоянки, а кругом болото.
Е.П. вернулся без рыбы. Кроме пойманных с утра на удочку рыбешек сегодня ничего не попалось. Сасины сушили у костра грибы: В.И. нашел какую-то конструкцию из толстой (5 мм) проволоки, поставил к костру. З.М. нанизала порезанные грибы на стальную струну и закрепила на этой непонятной конструкции. Таким образом, грибы высыхают за одну ночь у достаточно сильного огня. А потом сухие грибы надо постоянно подсушивать на костре, чтобы они в мешке “постоянно гремели”.
После обычной послеужинной отсидки у костра завалились спать.

13.08.98. Четверг.
Мы, подготовившись на дневке, собрались рано и ждали остальных. С нашей стоянки пошли направо, за мыс. В конце залива — широкая протока, которая заканчивается шиверой (препятствие П4). Съехали прямо по главной струе как с горки, всем очень понравилось. За шиверой открылся широкий залив — это Нижнее Кипозеро. Совсем неприглядное озеро, берега болотистые, безрадостные. Надо идти вдоль левого берега за мыс. На карте как раз на мысу обозначена избушка, но мы ее не увидели, хотя что-то похожее в глубине леса под елями было — не то навес, не то строение какое-то.
Шуя после этого озера стала широкая и болотистая. Берега опустились прямо до уровня воды, в воде появилось много белых лилий (а раньше были по преимуществу желтые кувшинки). На левом повороте обнаружили шиверу П5, длиной метров 300. Река делает правый поворот и на берегах валяются большие бревна. С правого берега упавшие в реку бревна вместе с камнями делают главный слив шиверы практически несудоходным, поскольку развернуться на любом сколь угодно маневренном судне (за исключением каяка) в этом месте реки почти невозможно. Сидели на камнях, ругали реку, бревна и того, кто их сюда накидал. В конце концов пропихнули наш кат прямо по камням и дальше прошли довольно чисто. По правилам безопасности на воде подождали остальных и, когда они все прошли шиверу, двинулись далее.
Через один-два километра следующая шивера — П6. Длиной метров 600, эта шивера имеет на входе каменную гряду, которую мы пересекали справа, а остальные — слева. По-видимому, где проходить гряду все равно — везде мелко. Далее — мимо бревен, протискиваясь между тесно посажеными камнями, с грехом пополам прошли и эту шиверу. Олег с Костей на своем “Таймене” “Малыш” на каком-то камне продрались и наблюдали, как прибывает вода в лодке. Через километр — шивера П8, короткая, мелкая и каменистая. После нее решили сделать обед, пока народ проходит шиверу. Ребята выволокли своего “Малыша” на берег и обнаружили течь, которую за время обеда решили заклеить. Байдарку сушили у костра. Пошел мелкий гадкий дождик и сушку дна пришлось проводить с помощью угольков. После еды, пока народ переваривал суп и прочие яства, Малыши неистово заделывали пробоину иголкой, ниткой и куском резины. Управились за час.
Место обеденного привала расположено как бы на мысу — стоянка, вся усыпанная прошлогодней еловой хвоей, у подхода к воде, прямо поперек бухты лежит поваленная молодая ель, уже без ветвей и коры, так, что к стоянке причалить нельзя. Причал мы устроили выше по течению в кустах можжевельника. Это место узнала Мария Фомичева — когда она тут была с родителями, их группа стояла на этой стоянке и у них тут чуть ли не дневка была.
По очереди загрузили суда, отчалили. Через некоторое время слышим: впереди что-то сильно шумит. На правом берегу болото, постепенно переходящее в лес, весь берег вытоптан копытами туристов. Вылезли. Оказалось, что впереди порог “Бутылочное горлышко”. Вдоль берега идет хорошо вытоптанная тропа. Наверху, на скалах отличная стоянка, чистая, с удобствами, но без дров. Решили сегодня пойти этот порог и идти до следующего.
Порог “Бутылочное горлышко” довольно простой, главный слив проходить надо по левой струе. Прошли все нормально, только “Таймень” чуть не кильнулся: Костя выскочил из байдарки и выход из порога проходил пешком по дну. Его вытащили зрители на “трибуну” — скалу у выхода их порога. Байдарка, похоже, опять пострадала. Когда все двинулись дальше, мы увидели потрясающую картину: на “Малыше” Олег греб, а Костя в бешеном ритме вычерпывал воду из лодки большой миской Олега. Потом они поменялись. Потом терпение их истощилось и они, пропустив нас вперед, вылезли на болотистый берег и вытащила байдарку из воды. Нашли очередную дыру, заткнули ее тряпкой и пошли дальше. На страховке у них была вторая байдарка с Машками. За правым поворотом реки, у острова, нас ждал синий кат, на котором сказали, чтобы мы шли правой протокой, поскольку там есть стоянка. Мы так и сделали. Стоянка оказалась сразу за шиверкой. Мы допустили ошибку — зачалились в болоте до стоянки, хотя все стояночные подходы к воде были значительно ниже по течению. Разбили лагерь.
Осматривая суда, обнаружили серьезные повреждения в “Малыше” (большущая дырища) и, как ни странно, в синем кате (две пробоины). Пока народ ремонтировал плавсредства, я ходила изучать окрестности. Стоянка расположена на скальном выступе посреди болота. На скалах много голубики, а между плитами, в болотцах, попадалась переспелая морошка.

14.08.98. Пятница.
Полудневка. Я с утра, похоже, заболела. Народ чинил суда. Мы до обеда собрали кат и я два часа изнывала от безделья. После обеда выступили. Сразу за нашей стоянкой — еще один остров, который мы решили обойти слева. Река разбилась еще на две протоки, мы опять свернули влево. Стало мелко, но скоро река собралась в единое русло и вновь стала глубокой. Прошли шиверу, за ней в километре — еще одна, плавно переходящая в порог “Темный”. За этой шиверой зачалились с правого берега сразу после устья правой протоки на вытоптанном пятачке. Мощная тропа пересекает весь островок напрямую к выходу из порога.
Просмотрели порог — ничего особенного в нем не оказалось. Довольно чистый, только на выходе мелковато. Пока то да се, выяснилось, что уже довольно поздно (почти 20.00) и надо становиться на ночлег. Народ катался на пороге бесчисленное количество раз, в основном на синем кате. Я исследовала окрестности. Нашла проход с острова на “Большую землю” по бревнам в дальнем конце острова. Правда, там можно пройти и по скалам, но придется промочить при этом ноги.
На острове на лежащих бревнах вечером видела маленьких ящерок. Поймать не получилось — очень шустрые. После ужина сушились у костра, потом залегли спать.

15.08.98. Суббота.
Опять собрались первыми. От порога “Темный” шли так: прошли три довольно каменистые шиверы (специально для катания на каяке), далее – порог “Софринский”. Первая ступень порога представляет собой каменную плиту, ближе к правому берегу в которой есть выемка, по которой проходит слив. Проходится довольно чисто. Сразу за первой ступенью надо причаливать к правому берегу, к скалкам. По камням и болотистому берегу идет сырая тропа просмотра, уже хорошо разбитая копытами туристов. Вторую ступень следует проходить по главной струе, прижимаясь к камням слева, затем сразу разворачивать судно направо, иначе возможно лобовое столкновение с лежащими в русле здоровущими бульниками. Третья ступень очень маленькая, как шиверка. Вторую ступень мы прошли нормально, только в конце задели левым бортом камень, и после нее зачалились, чтобы подстраховать народ. Третью ступень проходили справа, там достаточно глубоко.
Сразу за “Софринским” находится шивера “Змея”. Глубокая, но очень узкая и извилистая струя проходит между камнями, которыми густо утыкано все русло реки в этом месте. Шивера имеет длину около 600 метров. За “Змеей” следуют еще три шиверы, настоящий шкуродер – мелкие, каменистые. За левым поворотом реки – порог “Чайник”.
До “Чайника” река немного расширяется, образуя небольшую заводь. На левом берегу замечательная стоянка с бревнами вместо лавок. Вдоль реки, в ельнике разрослись буйным цветом рыжики. Огромные, оранжевые, с зеленоватыми кольцами на шляпках, они оказались все насквозь червивыми. Я и З.М. пошли вдоль берега против течения за грибами и набрали целый большой мешок грибов – моховиков, сыроежек, рыжиков и подосиновиков. Этот драгоценный мешок затем был помещен в “Таймень”.
“Чайник” – порог недлинный, но на входе достаточно мощный. В этот порог необходимо хорошо зайти, поскольку сверху заход очень плохо видно, а когда наблюдающие снизу начинают подсказывать, то уже нет времени на маневры. Слева мешают береговые скалы, а справа лежит большая плита, которая сверху не видна и создается впечатление, что там достаточно глубоко. На выходе из порога мелко и опять-таки нет места для маневра. И еще там торчит здоровенный бульник, так что надо на выходе уходить резко влево.
Практически все заходили в порог правильно и на выходе сидели на том пресловутом бульнике. И мы в том числе. А на синем кате уже после порога народ решил расслабиться, и как раз въехали в какой-то камень. Капитан, Лешка - Большой, видно не ожидал такого поворота событий и рухнул в воду. Недолгим было купанье – его быстро вытащили на кат.
За “Чайником” следует длинный плес (минут на 20), за которым русло разбивается на два рукава. Когда мы подходили к острову, заметили на стрелке какую-то фиолетовую фигуру. Это оказался одиноко стоящий среди прибрежных кустов Лешка - Стремительный, который исполнял обязанности указателя. Свернули налево, там порог “Белая лошадь”. А правая протока после двухметрового водопада делится еще на две протоки, которые по понятным причинам несудоходны. До порога небольшое уширение реки, на левом берегу утоптанная площадка с песочком. Выгружались на ней, вещи таскали на стоянку, которая расположена чуть дальше середины порога. Места для стоянок там много, но с дровами просто беда. В том месте, где мы расположились, очень красиво: скалы, вдоль берега разрослись пушистые заросли можжевельника. Ниже по течению скалы обрываются в болотце, за которым виднеется лес. Временами слышно дорогу – проходящую в километре от реки трассу Мурманск - Москва.
Пока готовился ужин, народ перебрался на остров на экскурсию. Машка Юрьевна даже ухитрилась искупаться, переходя вброд одну из проток. Я и З.М. чистили грибы на ужин. Оставшиеся не у дел заготавливали дрова для завтрашней бани.

16.08.98. Воскресенье.
Дневка. С самого утра начали топить баню. Огромнейший костер из сложенных шалашом трехметровых бревен. Я после завтрака пошла в тот лес за болотцем за грибами. Такое количество грибов я никогда не видела: волнушки, желтые грузди, подберезовики, сыроежки, подосиновики, моховики и даже белый попался. Набрала огромный мешок грибов и еле дотащила его до стоянки. Самые молодые и симпатичные подосиновики и подберезовики, а также белый пошли на сушку. Я изобрела новый способ сушки грибов в походных условиях: грибы режутся на довольно крупные куски и нанизываются на гибкие можжевеловые прутья, очищенные от коры и сучков. У костра, особенно у такого жаркого, как наша баня, грибы высыхают часа за четыре. Досушивать до “кондиции” приходится в мешке весь поход (по вечерам надо вешать мешок на колышек у костра).
После окончания обработки первой партии грибов, опять поплелась в тот же лес за грибами на суп. После обеда собирала там же желтые грузди, которые попробовала вечером замариновать. Сегодня на ужин два вида маринованных грибов: грузди и подосиновики.
К нашей стоянке начали подходить другие группы. Одни пришли со стороны моста, выгребали против течения. Они ушли раньше с какого-то маршрута и остаток отпускного времени решили провести на “Белой лошади”. Они вели себя вполне мирно и вообще оказались людьми вполне интеллигентными. В отличие от них, другая группа, состоящая из троих мужиков, нагло захватила место рядом с баней. Эти трое, отец и два его сына – один “быкан в натуре” на каяке, другой – забитый, хилый, поставили тент без палатки и открыто наблюдали, как наши дамы парились в бане. Машка Юрьевна сказала было, что они не правы, на что они ответили хамством. Еще одна группа из Санкт-Петербурга, похоже спортивная школа, посмотрела на порог и пошла в правую протоку, чтобы встать на стоянку там.
В.И. наладил между тремя соснами напротив нашей стоянки на берегу душевую кабинку: сосны обернул общественным тентом, а внутри повесил душ. Душ представляет собой мешок из ткани типа БЦК, сверху имеет завязку и “механизм закрепления на дереве” – веревочку, а вместо дна – вклеенный шланг с вентилем. Эта конструкция заполняется теплой водой и подвешивается к дереву. Очень, говорят, удобно.
С утра двое (Лешка - Деловой и Игорь) ушли “в магазин за водкой”: пошли на дорогу, вдруг поймают машину до ближайшего населенного пункта. Проходили с 11 утра и до пяти вечера, принесли ящик пива, воблу и водку. Пришли они как раз к бане.
Часов с четырех народ полез в баню. Я как заболевший и к тому же дежурный возилась у костра с грибами и ужином.
Во время шикарного ужина (по поводу бани, похода “на люди” и, конечно же воскресенья) “ходоки” поведали о своей “одиссее”. Полтора километра они шли по тропе в том самом лесу, где я насобирала столько грибов. Вышли на дорогу и стали ловить машину. Машина ловиться не хотела (как в анекдоте). Гонцы, таким образом прошли семь километров, пока не поймали машину. Попросили шефа отвезти их в ближайший магазин. Таковым оказался “супермаркет” в поселке Пушной. В обратную сторону машина ловилась тоже очень плохо. В итоге они прибегли к хитрости: желая разжалобить водителя, они рассказали душераздирающую историю о том, что вся группа уже на маршруте, они одни остались и им “очень надо”. Их, конечно, подвезли.
Вечером, когда уже стемнело, народ орал дикими голосами песни у костра, дабы досадить хамоватым соседям.

17.08.98. Понедельник.
В свое дежурство благополучно подожгли кашу. Долго собирались из-за этого. Потом проходили “Белую лошадь”.
Порог с виду мощный и довольно сложный, но на деле очень легко проходится. На входе, где надо держаться правее, нас (вернее меня лично, как матроса) сильно окатило водой. Еще раз пришлось искупаться уже ближе к выходу на повороте. В общем, прошли хорошо. Потом разожгли костер на нашей стоянке и стали сушиться (реабилитировать подмоченную репутацию) и заодно ждать, пока народ пройдет порог. Байдарки и синий кат шли полуразгруженными.
Когда мы уже ждали прохождения нашего последнего судна, к “причалу” около нашей бани подошла группа из Санкт-Петербурга. Внимательно просмотрев порог, они пошли сначала на каяках. Шли цепочкой – сначала один, который остановился на страховке в первом же улове посередине порога, за этим прошли все остальные (до этого же улова). Стоявший на страховке красный каяк, пропустив всех, пошел дальше, а за ним, соблюдая дистанцию около 50 метров, шли оставшиеся каяки. За каяками порог прошла двухместная каркасно-надувная байдарка. Гвоздем программы стало прохождение “Белой лошади” огромнейшим “Рафтом”, изготовленном в Санкт-Петербурге. Говорят, такая махина берет на борт груза до пяти тонн!!! Этот танковоз еле вписался по габариту в порог, постоянно бортами цеплялся за берега. В центре лодки, на надувной перекладине сидел пацан с видеокамерой и снимал порог с воды.
Просмотрев шоу, собрались на совет у костра и решили идти до порога “Директор”. Затем подождали собирающихся и выступили.
До моста шли минут пять, не больше. Он оказался капитальным бетонным строением, не в пример предыдущим мостам на этой реке. По описанию от моста до “Директора” надо миновать 15 шивер. Минут сорок шли по широкой равнинной реке. Задул ветер, не очень сильный, но катамаран из-за этого стал “тормозить”. Лес существенно повеселел: появились большие березы, вековые ели, трава стала значительно зеленее и длиннее.
Дальше начались шиверы – то как порог серьезные, то совсем неприметные, просто несколько бульников в русле. После шестой по счету шивере на правом берегу видели неплохую стоянку в еловом бору. Подход к воде весь вытоптан. Все еще слышно дорогу, река идет рядом с дорогой на протяжении аж шести километров. После восьмой шиверы опять на правом берегу высадились на скалы. Там замечательная стоянка с удобствами, правда довольно открытая ветрам, что в условиях Карелии есть благо, поскольку комары кусаются. Грибов везде немеряно. На болоте рядом со стоянкой большое количество черники и голубики. Мы подкачали катамаран, дожидаясь Сасиных. Хотели устроить тут перекус, но В.И. сказал что не стоит. После девятой шиверы, то есть через три-четыре поворота реки видим: Сасины причалили к берегу. Оказалось, все же надумали делать перекус с горячим чаем. Стоянка, на которой мы разместились, находится на правом берегу (тут все стоянки по правому берегу, на левом берегу проходит дорога) в еловом лесу. В чащу не пройти – кругом бурелом непролазный. Сварили чай-кофе, сделали бутерброды. Где-то через час после нас подошли отстающие “Салют” и синий кат.
После перекуса, когда собирались, В.И. нашел большущую паучиху с огромным пузом. Я ее взяла и пошла пугать народ, но никто не испугался. Пришлось отпустить.
После 13 шиверы приставали к берегу. На травянистом берегу рядом со скалкой трава утоптана копытами туристов – значит, там есть стоянка, которую не видно с воды. Такие стоянки называются “Пляж на двоих”, так как там поместится только одна палатка.
16 и 17 шиверы представляют собой два бульника в русле, их можно было бы совсем не считать. 18 – нормальный перекат, за которым начинается плес. Мы расслабились, разогнались как на равнинной реке, а тут видим: на камнях посеред реки стоит весь экипаж синего ката и сигналит нам, чтобы мы шли налево, там-де и есть фарватер. Мы думали, что это очередная шивера и смело зашли в порог. Опомнились тогда, когда были в метре от слива. Порог “Директор” – это гряда камней через все русло, а слева в прорехе в скалах имеется слив. Перепад уровня воды в пороге где-то метра полтора. За сливом – большущая бочка. Мы как раз в нее и попали. Вымокли как цуцики с головы до ног оба!!! Главное, что сверху по течению ничего не видно за счет перепада. Так же мы надули и Сасиных, они тоже выкупались. Машки и “Малыши” купаться не захотели и пристали левому берегу до порога.
За “Директором” у левого берега стоял большой рыжий “Рафт” группы из Ленинграда. Тут, оказывается, имеется стоянка, которую с воды не видно. С мыса идет тропинка на верх, а там проходит старая лесовозная дорога, которую можно использовать как стоянку. Ленинградцы (Санктпетербуржцами их называть язык не поворачивается) собрались уходить, так как половина их группы с каяками и байдаркой ушла дальше, а они с детьми и на такой бандуре просто не смогли за ними угнаться. Мы проводили ленинградцев, попутно сфотографировались на их достойном судне на память и заняли их стоянку.
Место это довольно приятное, несмотря на то, что за лагерем болото. Прогулявшись по дороге в сторону болот, обнаружили небольшой ручей, пересекающий дорогу. Истоком ручейка оказалось небольшое озерко с темно-коричневой, но очень чистой водой, расположенное в молодой березовой роще. С одной стороны озерка громоздились большие торфяные отвалы. Когда я прошла вглубь болота, обнаружила второй озерко, меньше первого. Оно было скрыто густыми зарослями берез. К озерам по болоту подходила поразительно прямая канава, по которой болотная вода стекала в озеро, образуя небольшой водопадик. За канавой до горизонта простиралось необъятное болото. На многочисленных кочках, торчащих изо мха, росла голубика. Ее было так много, что если двумя руками подцепить ягоды с куста, то получится полная горсть. Я долго ходила по чвакающей мягкой подстилке изо мха и объедалась необыкновенно сладкими прохладными ягодами.
В лесу, который идет вдоль берега (против течения), видно раньше была вырубка: деревья там по преимуществу молодые (сосны и березы с примесью осины), среди них встречаются довольно большие пни и поваленные стволы деревьев. Среди этого древесного хлама в большом изобилии произрастали грибы (в основном подосиновики, моховики и подберезовики). На кочках у пней и солнечных на полянках было очень много брусники – вся обливенная, но еще не дозрела.
Я набрала подосиновиков и после ужина сидела у костра, сушила грибы. Народ пошел объедаться голубикой, а оставшиеся резались в преферанс. Спать я легла поздно, а молодежь дулась в карты в палатке Машки-Лешки-Лешки аж до четырех утра!

18.08.98. Вторник.
Полудневка. Утром с трудом поднявшиеся “дети” позавтракали, засыпая за столом, и отправились собирать голубику на болото за ручьем. Я пошла на вырубку рядом со стоянкой за брусникой. Брусничник разросся вокруг пней, на полянках довольно редко, но кустики были прямо-таки обливенные. Я набрала за один час четыре литра, особо не напрягаясь.
После обеда вышли. Сначала народ развлекался – проходили порог “Директор”. Прошли даже байдарки: “Салют”, по-моему, был соответственно экипирован, поэтому прохождение свершилось без эксцессов, а вот “Малыши” легкомысленно не зачехлили свое судно, из-за чего набрали несколько ведер воды в лодку.
За “Директором” следует длинный плес, по карте продолжительность его – 4 км. На этом “плесе” имеется четыре шиверы разного калибра. Закончился плес разбоем реки на два русла, причем на острове со стороны левой протоки большой грудой лежали бревна – остатки старого моста. В описании черным по белому написано, что шиверу следует проходить справа от острова. Мы же, как примерные двоечники, сделали все наоборот: пошли слева. Справа нам не понравилось – слишком много камней и на вид слишком мелко. А в левой протоке по большой воде относительно спокойно можно пройти прямо у острова, мы похоже, даже нигде серьезно не засели. За шиверой небольшой плес, за которым порог “Слива”. Замечательный порог! Мощный слив с косым валом, на выходе чисто. проходить надо правее, ближе к берегу, тогда не так окатит в валу. Прошли все этот порог, естественно, без просмотра. Мы причалили к левому берегу на камнях сразу за порогом надуть наш кат. Напротив порога есть небольшая стояночка палатки на две-три, заросшая зеленой луговой травой, а выше по склону в молодом сосняке огромнейшее количество уже спелой брусники. Я набрала прямо на стоянке две горсти замечательных желтых лисичек.
Пропустив народы, последними вошли в следующий порог – “Ремиз”, гадкий, мелкий, каменистый. После слива, который прошли справа, надо сразу сваливать налево, а то ниже по течению слишком мелко. Мы не успели развернуться и сели на ближайшем к сливу камне.
За левым поворотом реки – длинная шивера на правом повороте, а за ней, буквально в пятидесяти метрах, начинается самый веселый порог Шуи – “Банзай”. На прямом участке река течет в каньончике, высота скал по берегам вряд ли больше десяти метров. Река прет в скалах с огромной скоростью и на выходе часть струи бьет в скалу с правого берега – этакий маленький прижимчик. На таком пороге здорово кататься – лодки мчатся по струе со скоростью поросячьего визга, не надо даже управлять, только на выходе надо в прижим не попасть. За порогом – небольшое уширение реки, довольно мелкое. “Малыши” причалили к левому берегу сразу за выходом. Вытащили байдарку на скалы и, перевернув кверху дном многострадальный “Таймень”, стали выливать из него воду.
Прошли еще 200 метров по довольно широкой реке, в которой кое-где изредка торчали камни. До порога “Сосновый” справа – небольшой островок, затем уже – сам порог. Надо зачаливаться сразу за островком к правому берегу, там довольно утоптанная площадка на берегу, а напротив порога – замечательная стоянка с баней и столом, которая оказалась занятой группой из Санкт-Петербурга. Мы просмотрели порог и решили вставать на 100 метров дальше от порога – там тоже стоянка, хотя и без удобств, но тоже неплохая. С дровами тут, видимо, большие проблемы. Кругом море мухоморов и, пардон, заминировано. Это, как говорится, издержки производства: около хорошей стоянки должен быть хороший туалет, коим наша стоянка, похоже, и являлась.
Днем, еще на том четырехкилометровом плесе, В.И. подстрелил двух взрослых селезней. Охота на них стала целым приключением. Мы не спеша прошли небольшую шиверку и вдруг увидели впереди синий кат, на котором народ почему-то тихо сидел и не предпринимал никаких попыток развернуть повернувшийся кормой вперед кат. Мы подошли и спросили было, чего это с ними, но на нас только зашипели. Оказалось, они обнаружили уток у правого берега и решили, что если мы их испугаем и не подождем нашего охотника, то он обидится. Вскоре показался кат Сасиных. Мы знаками объяснили В.И., что впереди дичь, которую он сразу углядел. Мгновенно было снаряжено ружье, и З.М. пригнулась и заткнула уши в ожидании выстрела. Раздались два выстрела и все понеслись подбирать добычу. Нам досталось вынимать одного селезня из воды, он был еще живой. Очень жалко птичку.
Ужинали очень поздно – в 12 часов, но ужин был поистине королевский: картофельное пюре с тушенкой, грибы маринованные, утка, тушенная с разными перцами и прочими приправами... В общем, обожрались так, что многим не хватило сил даже посуду вымыть – от костра отползали по палаткам на “четырех костях”.

19.08.98. Среда.
Дневка. Утром встали довольно поздно. Погода неважная. Я сушила у костра промокшие вчера сапоги. Народ катался на пороге. Пройти порог ухитрились все, даже “Малыш”. Потом стали дурачиться: сбросили с синего ката в воду Лешку - Делового и еще кого-то. Рассказывали об этом у костра так: “Лешка - Деловой сидел тихо, мирно на своем месте, как вдруг кто-то сзади огрел его веслом, после чего Лешка оказался на плаву. Так он плавал вокруг ката, пока ему это не надоело. Тут он взял и сдернул со своего места капитана судна – Лешку - Большого”. Потом каким - то образом в воде оказались все остальные. Немного погревшись у костра, купальщики решили увековечить свое хулиганство на видеокамере. Оператором поставили меня. Пришлось мне изучать видеотехнику и операторское искусство за пять (!) минут.
Во время прохождения “Соснового”, уже на выходе, синий кат застрял на камнях и мне пришлось сделать в съемках паузу. Первую ступень они прошли ближе к правому берегу довольно чисто. Во вторую зашли было хорошо, но не вписались в правый поворот на струе и засели на левом камне. Вчера Е.П. проходил почти также, но не сел на этом камне, а только зацепил его здорово. После долгих попыток снять кат с камней посредством прыжков и, отталкиваясь от скалы веслами, народ полез в воду и таки пропихнул кат через мелкое место. Самое сложное место порога – выход из последней ступени (там очень крутой перепад, причем там довольно мелко, как на плотине: вода по камням стекает вниз, образуя водопадик). Ребята прошли его хорошо, но во время выхода из порога на кате наблюдалось какое-то подозрительное шевеленье, после чего с судна свалился Костик. Прохохотавшись, Костик поплыл своим ходом к берегу, но потом передумал и повернул обратно. Довольно долго он так купался, мешал команде пришвартовать кат к берегу, поскольку застрял между баллонами на носу ката и безуспешно пытался залезть на свое место. Наконец ему это удалось.
В.И., дежуривший в этот день, уже давно кричал нам от костра, что обед готов. Народ, вымокший и довольный, собрался у костра сохнуть и погреться, а заодно и поесть.
Группа из Санкт-Петербурга ушла со своей замечательной стоянки еще утром и я прогулялась в ту сторону. Грибов мало – одни моховики. В сторону же следующей шиверы лес довольно темный, еловый. Там произрастают в большом обилии мухоморы и пушистые розовые волнушки и даже попался один маленький белый. Я после обеда в этом лесу, на “прибрежном” склоне ухитрилась набрать литр брусники. Вымокший народ сушился, а потом залез в палатку играть в преферанс. Вечером небо расчистилось и на плес с противоположного высокого обрывистого берега стек густой белый туман.

20.08.98. Четверг.
Погода с утра плохая – вчерашний туман перешел в мелкий дождь, от которого невозможно скрыться даже под общественным тентом. Допоздна игравшие в карты народы нехотя и очень медленно собирались, постоянно останавливаясь у костра погреться. Лешка - Деловой, пытаясь заскочить на кат, промахнулся мимо и плюхнулся в воду. Искупался, так сказать. В.И., загружая свое судно, уронил в реку мешок с вещами. Мы быстро прыгнули на свой, давно уже собранный, кат и выудили “утопленника” из воды. Народ уже склонялся к тому, чтобы устроить тут еще одну дневку, но мы пошли на хитрость – пошли дальше первыми, никого не дожидаясь. Прошли три шиверы, первая из которых находится сразу за нашей стоянкой, мы там умывались с утра. Еще через час, перед сильно шумящим порогом, на левом берегу увидели утоптанную копытами полянку с поваленным вдоль реки бревном. Вылезли для просмотра и обнаружили у порога замечательную стоянку на высоком берегу в молодой заросли сосен и берез. Внизу, вдоль берега, проходит тропа просмотра порога “Московский”. Сам порог представляет собой водопад метра два высотой, а за ним – длинная каменистая шивера. Водопад проходим, надо заходить в слив справа и уже в сливе постоянно доворачивать судно направо.
Решили вставать на этой стоянке. Места тут мало, но на нашу группу хватит. Подошедшему народу стоянка понравилась. Тропа, что идет вдоль берега по течению реки, говорят, идет до самого “Пулу - порога”. В.И, Олег и еще кто-то пошли в ту сторону прогуляться, посмотреть реку. На стоянке нашлась сушилка для грибов, связанная из березовых палок.
Я пошла по той же тропе за грибами. Сначала до поворота реки тропа идет по еловому лесу, зажатая рекой и высоким берегом. Среди травы у самой воды встречались уже гнилые огромные белые грибы и здоровенные подосиновики. В ельнике, особенно если отойти от тропы вглубь леса, встречаются подберезовики и подосиновики. И везде море сверкающих на темной лесной подстилке волнушек. За поворотом реки характер леса меняется. Трава, высокая и жесткая, поднимается от прибрежных кустов ветлы до старой березовой рощи, в которой в одном месте было видно зимовье. Я до него не дошла – услышала выстрел в лагере (это пришедшие с прогулки недосчитались Машки Юрьевны, которая уже достаточно давно ушла из лагеря и решили стрельнуть) и повернула назад. В лагерь притащила огромный мешок подберезовиков, подосиновиков и даже два белых, а попутно охапку веток черной смородины.
В.И. до ужина ходил в рощу, перпендикулярно от реки, на разведку и видел свежие следы лося. Пожалел, что ружье с собой не взял. Мы забеспокоились, что его долго нету, взяли и стрельнули из ружья. В.И. потом признался, что заплутал было, но услышал выстрелы и точно вышел к реке.
Вечером жарили грибы с остатками масла. По этой причине ужин задержался и ели уже в темноте. После ужина увидели, наконец, небо: тучи разошлись, и на западе проглянул маленький кусочек заходящего солнца.

21.08.98. Пятница.
Утром вылезло солнце. Позавтракав и собравшись, проходили порог “Московский”. Сасины и синий кат прошли просто замечательно, нигде ничего не зацепили, только, на мой взгляд, забрали слишком влево. “Малыши” решили, видимо, устроить цирк. Долго заходили в порог, примериваясь и несколько раз поворачивая назад. Наконец, оказались в пороге, но почему-то зашли слева. После водопада, уже совсем около берега, напротив нашей стоянки она въехали на подводный камень и красиво перевернулись. Вылезли на берег, привели лодку в порядок. После “купания” Олег полез в воду искать потерянный вчера Машкой Юрьевной ее любимый нож. Нашел!!! Его занесло под камень на пенном участке реки за порогом, там хоть и мелко. Но на дне ничего не видно. Так Олег на ощупь, порой скрываясь с головой в пене, искал этот многострадальный нож. Е.П. на нашем катамаране прошел порог лучше всех – по струе, свернув после слива направо.
Шиверу проходили со страшным скрипом – камней в русле понатыкано немерено, и мы там крутились, как “вошь на гребешке”. Засели уже ближе к выходу порога на камне и я ухитрилась залить полными оба сапога, когда вылезала на этот камень для того, чтобы спихнуть кат. Уже пожалели, что пошли у левого берега, но направо мы свалить никак не могли, напротив нашей стоянки после водопада начинается каменная гряда посреди русла.
После этой шиверы небольшой плес и начинается следующая шиверка, поменьше. Еще полчаса ходу и – Пулу-порог. Решили тут устроить обед, и особо отчаянные индивиды могут во время приготовления оного покататься в водопаде.
Пулу-порог условно можно разделить на две ступени: первая – довольно простая для прохождения каменная гряда поперек всей реки. Она проходится у правого берега, там есть небольшой слив, и довольно глубоко. Дальше река разбивается на две протоки, водопад метров пять, а может и больше, находится у левого берега, а справа вместо водопада находится порог, мелкий и каменистый, но проходимый. За порогом протоки соединяются и образуют широкий плес. До Пулу-порога необходимо зачаливаться к левому берегу к хорошо видимой с берега стоянке. Вдоль берега проходит мощная дорога обноса. Оказалось, что стоянок на берегу как минимум три – одна, первая, послужила нам обеденным столом, две другие расположились по тропе ниже по течению. С берега правую протоку совершенно не видно, она угадывалась лишь по уширению реки после первой ступени.
Поскольку погода наладилась и было довольно тепло, мы разложили промоченные вещи на просушку, а сами потихоньку стали обносить порог. В.И. поступил хитрее всех: он прошел первую ступень порога и причалил к правому берегу. Просмотрев порог в правой протоке, он спокойно прошел его, после чего причалил ниже порога. И ничего при этом не обносил.
Пока готовился обед, народ усиленно готовился к покорению водопада: разгружали синий кат, обносили байдарки, примерялись к точкам съемки. “Таймень” в одной из шивер опять пострадал, и его зашивали у костра.
После обеда, облачившись в гидрокостюмы, каски, спасжилеты и прочие рыцарские доспехи, отчаянный экипаж синего ката в составе всех Лешек и Игоря штурмовал Пулу-порог. Первую ступень они прошли нормально, нам, правда, плохо было видно с нашего наблюдательного пункта. На входе в водопад прямо посередине русла ребята засели на каком-то подводном камне и долго пытались слезть с него, дергаясь в разные стороны и толкаясь веслом в дно. От слива они были буквально в десяти метрах. Наконец, они слезли с того злополучного камня, и прямиком попали в слив, причем не очень удачно. Надо было зайти поближе к левому берегу и резко свернуть вправо, а они поступили с точностью до наоборот: с камня их понесло вправо, а они стали выгребать влево. Свалившись в слив, катамаран наклонился на 45 градусов вниз, можно сказать, был в свободном падении. Уже в конце слива, когда нос ката зарылся в воду, послышался душераздирающий скрежет – катамаран впечатался перекладиной между баллонами в острый камень. Лешка - Стремительный, сидевший ближе к нам, казалось чуть не вылетел через нос ката в воду, как наездник с резко затормозившей лошади.
Причалив после порога, первым делом осмотрели раму – удар прошел без последствий. Все были в восторге от прохождения – и сами участники, и зрители. Решили еще раз прокатиться. Когда несли кат обратно по тропе обноса, обнаружили огромную дыру во внешнем баллоне, наверное, сантиметров 30 длиной. Срочно потребовался ремонт.
В это время подошла какая-то группа, довольно большая – много больших катов и двухместных. Эти хамы вели себя просто отвратительно: стали перетаскивать свои суда и грузить их, бесцеремонно прохаживаясь по нашим вещам и уже частично загруженным судам как по асфальту. Потом какая-то женщина, довольно интеллигентная на вид, подошла к компании наших ребят и спросила: “Кто тут у вас начальник?”. Ребята решили пошутить, и показали на Лешку - Большого. Она серьезно так скорчила противную мину и высокомерно произнесла: “Почему вы оставляете после себя загаженные стоянки? Вы же интеллигентные люди, понимаете, что это наша земля и мы за нее в ответе...” Ну и так далее в том же духе. В общем, получилось, что мы виноваты во всех смертных грехах сразу, причем за себя и за другие группы. Мы пытались объяснить ей, что туристов много, мы просто не в состоянии убирать за всеми и не можем за две недели постоять на всех стоянках Шуи и нагадить на них. Мы же не оставляем мусора после себя и стараемся уничтожить уже имеющийся. Она не поняла. (Дура, что ли?) Мы решили наказать этих строптивых уродов, которые очень спешили в Шуерецкое, и два готовых экипажа – мы и Сасины – пошли вперед до порога Большой Падун.
За порогом небольшая шивера, камни натыканы один на другом. Потом плес длиной километра два, в конце которого еще одна шивера – Гордеев порог, так его местные называют. Мы сначала даже не поняли, что это порог, проскочили быстро и легко. По берегам порога лежат вроссыпь большие камни, а в самом русле реки камни если и есть, то глубоко. После Гордеева порога идет плес длиной аж пять километров. Река приобрела ярко выраженный равнинный характер.
Погода совсем наладилась, светило солнышко и по небу ходили очень живописные кучевые облака. Я не выдержала и сфотографировала прямо с ката вид на реку. Ветра не было и получилось, что берега и небо отражаются в воде, как в зеркале.
Берега поднялись, в лесу стали преобладать ели и березы. Местами чувствовалось присутствие человека: то покос на берегу, то тропа выходит прямо к воде. Иногда встречались палки от жерлиц, поставленные местными жителями. Долго ли, коротко ли, шли мы так, пока не дошли до разрушенного бревенчатого моста, за которым по карте осталось 3 км до Большого Падуна. Мост без проблем прошли под “настилом” между устоями моста с правой стороны. За парой поворотов реки от моста – небольшое уширение реки, в этом месте в Шую впадает левый ее приток – река Олонга. Она почти такая же по ширине, как и Шуя. После слияния рек Шуя немного расширяется, а вот течение заметно замедляется. От Олонги до Большого Падуна по карте – 1.5 км.
В общей сложности, от Пулу-порога мы шли до Большого Падуна полтора часа, при этом постоянно гребли. Когда подошли к порогу, услышали сильный шум. Подошли вплотную к порогу, там слева низкий небольшой островок, заросший травой. По описанию г-на Заболоцкого, на левом берегу до порога есть стоянка. Мы честно осмотрели с воды весь левый берег и не нашли даже ни одного приличного выхода к воде. Причалили к правому берегу, там на травянистой поляне начинается тропа (скорее дорога о двух колеях) обноса порога. Сама полянка страшно вытоптана, по причине недавних дождей глина около дороги превратилась в гадкое месиво.
Большой Падун состоит из трех ступеней: первая несложная, каменная гряда через все русло у правого берега имеет углубление, в которое хорошо вписывается шестиместный кат; вторая ступень условно непроходима, а третья – каменистая шивера с огромным количеством камней. Вторая ступень представляет собой водопад метров пять высотой, образовавшийся из-за каменной гряды, проходящей через все русло. На входе в водопад так мелко, что можно было бы перейти вброд реку по колено, если бы не течение. Е.П. прошел первую ступень порога, а я стояла на страховке – ловила его. В.И., пришедший сразу за нами, тоже прошел первую ступень и, вместе с Е.П., провел катамараны через вторую ступень. Груженные суда пришлось в буквальном смысле проталкивать по дну, так мелко было у правого берега. Третью ступень все наши суда прошли. После второй ступени надо сразу сваливаться под правый берег по основной струе. За порогом сразу, в конце тропы обноса есть хорошая площадка, на которой и приземлились. Мы делали экскурсию на противоположный берег в поисках стоянки, но там ничего нет – напротив нашей “дислокации” расположилось зимовье среди изрядно загаженной площадки, а вниз по течению – только вырубка под ЛЭП.
Пока мы проводили и проходили порог, подошли те хамоватые ребята (такие они упертые – на шестиместных катах с большим количеством детей шли почти с той же скоростью, что и мы!). Просматривая порог, они нарочно прошлись по моим положенным на камнях вещам. Странные такие люди, и речь иностранная – стало быть интернациональная группа. Вот чего так кипятилась та дама!
Прибрали поляну, поскольку она была сильно замусорена, а из-под помойного куста страшно воняло тухлятиной, и разбили лагерь. Те, что нахамили нам, расположились на поляне до порога.
Вечером, до позднего ужина, я пошла в лес за грибами и нашла три белых и несколько подосиновиков, которые сразу же и пристроила к костру для сушки.

22.08.98. Суббота.
Дневка. Утром погода испортилась, пошел мелкий дождь. После завтрака мы пошли по дороге по направлению течения за брусникой. Под второй ЛЭП, на вырубке, растет большое количество брусничника. Там и собирали. Между двумя ЛЭП есть сухой лесок, в котором в фантастическом обилии произрастали моховики и подосиновики. На дороге под елками встречались маслята. До обеда собрала только два литра брусники, больше не смогла, потому что мошки скушали. После обеда ходили за грибами. Я пошла по течению и набрала одних подосиновиков целый двадцатилитровый мешок, а Сасины вернулись по тропе обноса в начало порога и пошли против течения реки и набрали такой же мешок одних белых. Я потом тоже ходила в ту сторону, нашла пять белых и много подосиновиков и подберезовиков. По окончании грибной охоты я ухитрилась вымыть голову холодной водой, так как погода резко улучшилась – вышло солнце и стало жарко.
Вечером готовили праздничный ужин: были БЛИНЫ, вкусная колбаса. В общем, очередная обжираловка. Меня поздравили с днем рождения, после чего я отправилась мыть котлы для грибов. Грибы сварили домой, заправив их изрядным количеством соли. Заодно помогли замариновать те же грибы Машке Юрьевне. Грибов было так много, что, по-моему, даже не смогли всю принесенную за день кучу почистить, кое-что выкинули. Спать легли из-за этих грибов поздно.

23.08.98. Воскресенье.
Последний ходовой день. Мы с Е.П. вышли позже других по причине дежурства и соленых грибов. До шивер шли полчаса и на второй или третьей нагнали народ. Первая шивера – настоящий порог: суживающее в этом месте русло завалено камнями, справа – мощный короткий слив, который оканчивается прижимом. Порог пройти чисто достаточно тяжело, особенно на большом судне, так как длина порога как раз равна длине большого ката и развернуться после слива, уходя от прижима, почти невозможно. Мы прошли слив хорошо, затем я довернула нос от правой скалы, об которую разбивалась струя, и стала грести вперед. Е.П. в это время был только в воротах порога и, когда прошел их, не успел сориентироваться и мы бортом крепко впечатались в злополучную скалу, которая, к слову, была острая, как нож. Когда отскреблись от стенки и прошли “окончание порога” на правом повороте, на спокойной воде осмотрели кат. Ничего не пострадало, несмотря на страшный удар. Впереди увидели “Салют” с Машками. Они сказали, что на предыдущем пороге ребята на синем кате потерпели аварию (у них перерезало скалой закрутки с одного борта) и ремонтировались на берегу. Остальные семь шивер достаточно легко проходятся, только на предпоследней мы долго сидели потому, что через все русло протянулась каменная россыпь и река расширилась, стало очень мелко. Пошли посередине, чуть влево, там казалось глубже. Но на самом деле мелко везде.
После шивер до моста надо идти два километра по широкому плесу. Непосредственно перед мостом река раздвоилась – мы пошли левым руслом, поскольку туда шло больше воды. Хотя, наверное, все равно по какой протоке идти. Видели на правом берегу какое-то недостроенное колоссальное строение, похожее на депо, но гораздо больше. Как нам объяснили позже в музее, это строился промывочный завод для добычи гранатов (в Шуе водятся драгоценные камни!), но потом его бросили, денег не хватило.
Железнодорожный мост довольно высокий, но около него надо быть очень осторожным, так как в реке до и после моста натыканы остатки старых мостов и причалов. За мостом на левом берегу раскинулись весьма живописные развалины – старый кирпичный завод, похожий скорее на группу дореволюционных коровников. Река стала совсем широкой, поднялся встречный ветер. Тучи, принесшие с утра небольшой дождик, поднялись, но солнца мы так и не видели. До порога Морской выгребали против ветра по такой широченной реке, но упиливший еще после первой шиверы синий кат догнали только перед порогом.
Порог Морской представляет собой россыпь камней в расширившемся русле реки, на входе в порог ближе к правому берегу расположился узкий островок, заросший травой. Мы пошли слева от острова и совершили ошибку – справа глубже. Надо идти сначала справа, а потом уходить налево через перемычку между островками (их оказалось два). Мы проходили порог как раз в отлив и поэтому было так мелко, что каты мы, фактически, тащили на себе. Порог длится на протяжении всего поселка Шуерецкое, но мы проходили часть порога до “Сельсовета”. Там река поворачивает направо и правый берег имеет в этом месте мыс, на котором проходит телефонная линия. Напротив мыса имеется двухэтажное деревянное строение, покрашенное коричневой краской, на котором развевается Российский флаг.
Выбравшись на мыс, выволокли вещи и суда на просушку и все перемазались светлой глиной, которая была на берегу. Пошел мелкий осенний дождик, как раз для наилучшего просыхания наших вещей. Стали собираться и попутно отправили разведку в кассу станции. К нам подошла какая-то старуха, которая продала Сасиным сухие грибы, она организовала встречу кассирши и наших разведчиков. Они ходили к ней в три часа, договорились подойти к пяти в кассу и билеты будут нам проданы. В пять часов ровно мы получили заветные билеты и продолжили спокойно собираться. Часам к шести приготовили обед и дежурные (Костя и Олег) по привычке поставили компот охлаждаться в реку. Отобедав, народы затребовали компот к столу и высокочтимые дежурные пошли извлекать котел из воды. Тут их очам предстала душераздирающая картина: котел из-под компота стоял глубоко под водой на дне, в нем еще оставалась часть вареных ягод, а остальные фрукты расплылись по реке. Отхохотавшись, Олег с Костей принялись вылавливать компот из воды. Большую часть фруктов поймали. Снова набрали воды, положили туда беглецов и сварили “второй дифференциал компота”. Получилось довольно неплохо. Остатки продуктов, которые не хотелось везти домой, отдали местным детям, которые сказали, что Бог знает, сколько не ели и вообще плохо живут.
К восьми вечера собрали рюкзаки. В.И. договорился с “председателем”, чтобы тот открыл нам сельсовет, мы туда перетащили свои вещи, закрыли их там и пошли в музей (еще когда мы собирались, нас туда пригласила смотрительница музея). Музей расположен напротив сельсовета на противоположном берегу, перейти на который можно по мосту ниже по течению. Там мы узнали об истории села (ему уже около 500 лет), о быте поморов, об их промыслах. Оказалось, что море начинается сразу за селом, а порог Морской отделяет реку от моря. В море водится треска и морская капуста. Оставили свои автографы в книге отзывов и пошли ужинать.
После чая, который был дюже крепким и в нем было много чаинок, начали таскать вещи на станцию. Вернее, станции там нет вовсе, просто пути, рядом с которыми штабелями свалены большие бревна. Рюкзаки свалили на бревна, так их брать удобнее. Поезд подошел в 1.07 и, как водится, не на тот путь. Мы успели перебежать с вещами к поезду, и тут подошел другой поезд, который преградил бы нам путь, подойди наш поезд чуть позже. При загрузке в вагон мне чуть не покоцали очки: сбили их с моего носа, из оправы вылетело левое стекло, но не разбилось. Мы довольно быстро нашли его среди станционных камней. В поезде пытались починить очки и это частично удалось. Разложив вещи по полкам, улеглись спать.

24.08.98. Понедельник
В поезде скучали, отсыпались. В Петрозаводске я купила пирожки с картошкой и молоко. На какой-то мелкой станции местные продавали клюкву и бруснику целыми ведрами. Мы купили двенадцатилитровое ведро брусники за 45 руб. В Москву прибыли после пяти утра, как раз к первой электричке.

В начало