Суна - 2001 / Дневник
Заглавная | Походы | Дневник | Фотоальбом | Схема маршрута

Суна - 2001 / Дневник
- 30.07.01 - 9.08.01 -


Все нижеследующее писалось осенью 2005 года по памяти, поскольку никаких записей во время похода не велось. Неудивительно, что дневник получился крайне лаконичным. Всвязи с этим я посчитал нужным для полноты картины привести также отрывок из книги А.Л. Шилова "На байдарках по Карелии", посвященный водным маршрутам бассейна реки Суна

Участники:

Экипаж 1 (Таймень-2):
1. Михеев О.В (Адмирал)
2. Положенцев А.Е.
Экипаж 2 (Таймень-2):
1. Переславцев Андрей
2. Гуляев Александр
Экипаж 3 (Таймень-2):
1. Барыбин Олег (автор)
2. Мозжорина Анна

Маршрут:

Cтанция Брусничная - озеро Суккозеро - река Суккозерка - озеро Колми - река Суккозерка - озеро Торос - река Торосозерка - озеро Гимольское - река Суна - озеро Кудамгубское - река Суна - озеро Узвегилампи - река Суна - озеро Чудозеро - озеро Поросозеро - поселок Поросозеро

Дневник:

30 июля / Стапель. Озеро Суккозеро
Рано утром выгрузились на станции Брусничная. Станция - громко сказано. На деле – несколько путей, гравий, домик дежурного. Никакого перрона, разумеется. Между нами и озером стоит гигантский товарняк, не видно ни конца ни края. С трудом перегружаем вещи через сцепку двух цистерн. Ломимся сквозь кусты и через несколько десятков метров выходим к воде. Тут же площадка для стапеля.
Пока собираемся и завтракаем, включают солнце и ветер. На Суккозере поднимается волна. Грузимся, отчаливаем.
Я впервые сижу в байдарке. После катамарана ощущаю значительную неустойчивость и хлипкость лодки. Таймень изгибается ужом, взбираясь на волны и съезжая с них, при этом похрустывая, поскрипывая и позвякивая замочками.
Под звон замочков переплываем на небольшой островок, расположенный недалеко от места сборов. Уютное место: песчаная бухточка, обрамленная слева и справа камнями. Много места под палатки. Оборудованное кострище. Встаем здесь. Купаемся, отсыпаемся, рыбачим (фото 1).

31 июля / Озеро Суккозеро - река Суккозерка
В районе обеда отчаливаем. Погода по-прежнему радует, ветер притих (фото 2). Часа через полтора останавливаемся пообедать на островке у берега напротив входа в Суну. Островок примечателен новенькой избушкой, оббитой изнутри дерматином (!!!) и таким же новеньким сортиром, правда пока без ямы.
На входе в реку остатки плотинки (фото 3). По ее виду знающие люди делают вывод, что вода сильно упала. Плотинка с изюминкой – в определенный момент необходимо сделать траверс русла, развернувшись на пятачке, при этом левым бортом лодку наваливает на лежащее поперек русла бревно, из которого навстречу лодке торчат длинные и страшные гвозди. Гвозди, кстати, совсем не видно, ибо они находятся чуть ниже уреза воды.
Аня в шоке от Тайменя. После многих лет хождения на спортивной самоделке она привыкла к мгновенной реакции лодки на малейшее движение веслом. На Таймене же ее дуговой гребок поворачивает нос на считанные градусы. Нет, это не наша лодка...
Некоторое время спустя встаем на высоком холме левого берега Суккозерки (фото 4), (фото 5). Вечером Адмирал расчехляет гитару (фото 6).

1 августа / Река Суккозерка - озеро Гимольское
Погода начинает портиться. В первый раз на маршруте надеваю гидру.
Вскоре Суккозерка впадает в озеро Колми. На входе в озеро – шиверка, перед ней над руслом с берега на берег перекинуто толстенное дерево. По деревом свободнее слева, но шивера такова, что протискиваться приходится справа (фото 7). Так и поступаем. Проходим впритирку, при этом кренимся так, что левый привал уходит под воду.
Проходим озеро правым берегом и снова двигаемся по Суккозерке. Несколько простых порожков (фото 8), и дальше – порог Нежданный. Признаки – низкий мост, перед мостом в русле хаотично навалены камни. Обносим по удобной тропе левого берега. В это время безумные хохлы, втроем на груженом «Таймене-3» с воплями ломятся в порог. В предвкушении зрелища выходим к реке за мостом и наблюдаем проплывающие мимо нас вещи.
Погода портится серьезно. На входе в Торосозеро нас встречает шквалистый ветер в лицо, дождь и серьезная волна с барашками. Пережидаем ветер на мысу левого берега в рыбацкой избушке (фото 9). Перекусываем супчиком.
Как только прекращается дождь и немного стихает ветер, выдвигаемся. Проходим Торосозеро левым берегом и входим в Торосозерку. Перед Гимольским озером два порога - последние на маршруте. Первый - снова мост в пороге, перед мостом камни... Меня, как самого неопытного капитана при прохождении подменяет Адмирал. Второй порог - простой бурный перекат (фото 10).
Гимольское озеро. Прежняя картина – ветер, волна, дождь. Встаем на островке около северо-восточного берега, не доходя до острова Денга. На подходах к острову – настоящие рифы, как заметные с воды, так и притопленные. Адмиральский Таймень получает на этих рифах неслабые дыры и едва успевает дойти до берега.
Встаем прямо на песке, ибо дальше – скала, а наверху - бурелом... (фото 11)

2 августа / Озеро Гимольское. Дневка
Дневка. Ветер на утихает, волна такая, что отойти от берега на лодке невозможно, особенно в присутствии рифов. Затянутое вчера небо очистилось, лишь изредка над озером проходят, проливаясь ливнями, иссиня-черные тучи (фото 12), (фото 13), (фото 14). Проводим свободное время с толком - клеимся, рыбачим (фото 15). Вечером фотографируем красивый закат (фото 16).

3 августа / Озеро Гимольское. Снова дневка
Утренний выход откладывается на неопределенный срок. С утра погода - в точности вчерашняя. Все тоже синее небо, все тот же ветер и все те же волны с барашками. К тому же весьма похолодало. У адмирала два варианта дальнейших действий - вечерний переход, если позволит погода, или выход при любой погоде завтра утром... Вечером дружно голосуем за второй вариант.

4 августа / Озеро Гимольское
Ветер вроде бы приутих, но не до конца. Не мешкая, собираемся и уходим в пролив между нашим островом и материком; дальше двигаемся вдоль восточного берега Гимольского. Ветер с запада, мы же находимся в тени за островами. Но стоит нам выйти из под защиты острова Денга, погода дает о себе знать. На озере форменный шторм. Наши Таймени без фартуков, и каждая волна прибавляет в лодки воды. В востоку от южной оконечности острова Денга замечаем полоску песка, принимаем решение пережидать там ветер, и если он не утихнет, ночевать.
Через полчаса борьбы со стихией полузатопленные лодки выбрасывает на краю гигантского пляжа (фото 17). Отливаемся мисками. До места, пригодного для стоянки, метров сто вдоль берега. Проводим лодки, так как плыть невозможно (фото 18).
Выясняется, что мы не единственные жертвы шторма. На пляже уже стоит три или четыре группы, а также присутствуют местные. У одной группы недалеко от берега перевернуло и затопило лодку, и теперь ее несчастные хозяева пытаются выгрести против ветра на катере без мотора к месту катастрофы. За полчаса они отходят от берега метров на десять, и затем бросают эту бессмысленную затею.
Пока перекусываем, несколько раз начинается и прекращается дождь. Наконец, через пару часов, ветер вроде бы стихает. При относительном безветрии успеваем дойти до южной оконечности большого полуострова (с заброшенной деревней Ушкалы). В этом месте нас застигает порыв ветра из-под надвигающейся свинцовой тучи. Чалимся к восточному материковому берегу, сразу за полуостровом. В глубине леса, куда мы забираемся в поисках укрытия от ливня, полусгнившие заборы и сараи - остатки цивилизации.
Ливень быстро проходит и мы спешим дальше. Заходящее солнце пробивает редеющие тучи, подсвечивая берега оранжевым светом (фото 19) - погода видимо наконец-то налаживается...
Полтора часа спустя: солнце село, мы же в сумраке все еще плутаем между островками напротив Гимол в поисках стоянки. Вот одна, но уже занята. Хозяева предлагаю встать рядом с ними, но мы понимаем, что они это делают только из вежливости. Наконец-то находим песчаный бережок, скрытый за полосой травы. Время заполночь и выбирать место уже не приходится. Встаем прямо на песке, так как за пляжем начинается болото. Ужин в час ночи. Рюмка водки. Спать.

5 августа / Озеро Гимольское - озеро Узвегилампи
Утро. Будто бы и не было никакого шторма. Штиль, чистое небо. Отплываем в направлении Суны, но забираем чуть южнее, чем нужно, и ползем вдоль западного берега в поисках протоки. Вот и она: в полном соответствии с отчетами на входе в реку два больших камня - "Два Ивана". Широкая протока приводит в озеро Кудамгубское. Проходим озеро насквозь, не останавливаясь, и снова входим в реку.
Через несколько километров вправо от реки уходит широкий залив - озеро Узвегилампи. Адмирал ведет нас на это озеро, ведь там расположена стоянка, которую в прошлом оборудовал лично он. Входим в протоку, идем вдоль левого берега. Немного не доходя до конца озера, за полосой травы просматривается песок - искомая стоянка. Подход к берегу отвратителен - вода сильно упала, обнажив несколько метров жирного ила (фото 20). Сама же стоянка действительно достойная - чистая, уйма места под палатки, вокруг кострища квадратом уложены бревна для сидения. Для дневки - самое то.

6 августа / Дневка
Заметно похолодало. Впрочем дождя нет, хотя небо затянуло. Дневка посвящается рыбалке. Рыбачат все. Адмиралы проводят весь день на острове напротив входа в озеро и возвращаются оттуда лишь вечером с неимоверным количеством окуня и плотвы. Мы с Гуляевым поднимаемся вверх по реке до примеченного накануне места, поблеснить. Безуспешно. Щука же поймана Андреем гораздо ближе - у травы недалеко от нашей стоянки.
Вечером делаем БЛИНЫ, специально для них я полдня трачу на вырубание и выстругивание из бревнышка блинной лопатки. Аня не отстает - ее лопатка для жарки рыбы выходит значительно изящнее моей.
Вечером - плановая фотосессия на закате (фото 21).

7 августа / Озеро Узвегилампи - озеро Чудозеро
Погода радует (фото 22). Под обжигающими лучами солнца покидаем уютное Узвегилампи и снова входим в реку. Несколько километров - и перед нами Чудозеро. Вдали виден мыс, разделяющий озеро на две части, и несколько островов, это мыс продолжающих. По словам Адмирала, неплохие стоянки есть в основании мыса, по обеим его сторонам. Первым делом осматриваем стоянку с нашей стороны. В принципе неплохая, но во второй половине дня на пляж ложится тень, так что не позагорать. Плывем на другую сторону.
Параллельно с нами в том же направлении двигается конкурирующая группа, в связи с этим мы делаем попытку пройти между островами у оконечности мыса. Увы, воды так мало, что протоки между островами оказались забиты камнями и заросли травой.
Тем не менее, к намеченной стоянке приходим первыми. Пожалуй, лучшее место на маршруте: отличный пляж, дальше подъем на пару метров и ровная площадка для палаток. За площадкой резко верх уходит горка метров в двадцать, наверху сухой лес (дрова!!!) и окоп огневой точки времен второй мировой войны. Тут у нас будет последняя дневка. Обедаем (фото 23), купаемся. На закате привычные фотосъемки (фото 24).

8 августа / Дневка
Что-то нам с погодой на дневках не везет. Еще вчера было солнце, с утра же снова затянуло небо, над озером туман (фото 25). Дождя, правда, пока нет.
Сегодня у Адмирала по плану прогулка на одному ему известное болото, характерное небывалым количеством ягоды. Пятнадцать минут пути, и мы на месте. Еще пяти минут мне хватает, что бы понять, что насекомых тут явно больше чем ягоды. Оставляю всех кормить комаров и возвращаюсь в лагерь.
После обеда начинается дождь, и всю вторую половину дневки бездарно проводим у костра под тентом... (фото 26), (фото 27).

9 августа / Озеро Чудозеро. Антистапель
Утро. Дождь. Холод. Ветер. Сегодня по плану последний переход до Поросозера, переход небольшой, поэтому с выходом можно не торопиться.
Обедаем. Начинаем собираться под дождем, но к концу сборов дождь таки прекращается. Выходим, и через пару часов гребли под мрачным небом (фото 28) достигаем деревни. Адмирал, уже не первый раз идущий этим маршрутом, заводит нас в бухточку посреди деревни и отправляется пешком к знакомому водителю, договориться отвезти нас до станции. Мы же тем временем разбираем лодки, сушимся и пакуемся. Около полуночи (фото 29) к нам подъезжает ПАЗик, грузимся и через десять минут мы уже на станции Поросозеро. Касса закрыта до утра, придется ночевать на вокзале. Разводим костер, так как сильно холодает...
Раннее утро. Над путями стелется плотный туман (фото 30). За ночь все продрогли до костей... Открывается касса, покупаем билеты. Через пару часов подают поезд и... До свидания Суна. Через три года мы еще увидимся.

В начало

А.Л. Шилов. "На байдарках по Карелии". Бассейн реки Суна

Маршрут: ст. Брусничная — оз. Суккозеро — р. Суккозерка — оз. Гимольское — р. Суна — оз. Викшозеро — канал Пионерный — оз. Палье — р. Нивка — р. Тивдийка — оз. Сандал — г. Кондопога (рис. 45, 46). 267 км, 13-15 ходовых дней. Категория сложности — III.

Варианты маршрута: ст. Брусничная — ст. Поросозеро (85 км, КС — I); ст. Поросозеро — пос. Гирвас (95 км, КС — III); noc. Гирвас — Кондопога (87 км, КС—I).

Подъезды

По Западно-Карельской железной дороге до станций Поросозеро, Гимолы или Брусничная. В Поросозере до воды 4 км (подъезд от станции автобусом), в Гимолах — 2,5 км, в Брусничной — 25-50 м. Отъезд поездом из Кондопога: волны Нигозера (залив оз. Сандал) плещутся в 50 м от станции.

Промежуточные варианты: автобусом можно уехать (и приехать) из пос. Гирвас в Кондопогу и Петрозаводск, из пос. Белая Гора, Тивдия, Сопоха — в Кондопогу. Аварийно можно сойти с маршрута в дер. Линдозеро, уехав в Гирвас на попутном транспорте.

Техническое описание

Ст. Брусничную от Суккозера отделяет лишь железнодорожный путь. Однако собирать байдарки на краю насыпи и затем спускать их по крутой россыпи камней на воду не очень удобно. Можно пройти вперед по ходу поезда около 150 м к мосту и 30 м влево. Здесь есть небольшая сырая поляна у воды.

Длина Суккозера (саам. «Березовое») 13 км, наибольшая ширина 6 км. На нем до 130 островов общей площадью 1,4 кв. км. Склон дна крутой, средняя глубина 5 м, наибольшая — 28, 4 м. Северный и западный берега заболочены. Интересно, что на картах это немалое озеро появилось лишь в начале XX века, до того его как бы не существовало. Плыть левым (восточным) берегом. На нем невысокие скальные сельги чередуются с песчаными озами. Примерно через час хода в заливе (скрытом за узким мысом с маленьким пляжем) возможна стоянка. Пройдя лодочные сараи дер. Суккозеро (с воды не видна), взять вправо между островов на скальный мыс, отмечающий сужение озера. В сужении возможны стоянки на левом берегу.

Исток Суккозерки спрятан за двумя островками в ЮВ оконечности озера. Река шириной около 15 м, берега заболочены. На входе в реку П1 — плотина, легко преодолеваемая в высокую воду. В низкую придется перетаскивать байдарки через ее бревенчатый «порог». За плотиной короткий перекат П2, который, однако, стоит осмотреть слева. До оз. Колми («Третье») плыть 5 км. На пути слева к воде подходит высокая сельга, поросшая стройными соснами. Есть стоянка. На озере живописная стоянка на округлой скале ЮВ берега. Выходить из озера правым берегом, не доходя до этой скалы метров 400.

Далее на реке ПЗ — короткий сильный перекат, П4 — порог с двойным чистым сливом в скальном сужении (проходится без осмотра), П5 — короткий крутой перекат, П6 — перекат около 100 м. Затем река проходит левым краем озерка Сурилампи. Ниже на реке порог П7 Нежданный. Длина его около 500 м, КС — IV. Осмотр слева. В начале порога низкий мост автодороги. В русле гряды камней в шахматном порядке, сильное течение, большие обливняки в струе. Во второй части крутой левый поворот. Общее падение около 7 м. Перед порогом влево от реки отходит протока с полуразрушенным лесопропускным лотком (рядом удобно чалиться). Группам с недостаточным опытом надо выйти на дорогу и в районе ее изгиба (слева от моста) найти тропу обноса через молодой лес на вырубке. Длина обноса около 200 м.

Дальше до Торосозера берега поросли березой, могут встретиться несложные завалы. На входе в озеро есть стоянка справа. К выходу в реку надо идти левым берегом около 500 м. После Торосозера река идет прямым широким плесом в высоких каменных берегах, поросших мрачным ельником. Вскоре показывается мост, перед которым начинается небольшой порог П8. Осмотр слева и с моста. Обратить внимание на величину зазора под мостом! Затем следуют разлив реки и короткий бурный перекат П9, после чего Суккозерка впадает в оз. Гимольское.

Длина озера 25 км, ширина до 5,6 км, средняя глубина всего 3,2 м. На озере 60 островов общей площадью 9 кв. км. Берега невысокие, каменистые, но в северной части озера сильно повышаются по мере удаления от воды. После выхода в озеро можно поискать стоянку на одном из скальных островов, образующих живописный архипелаг, или на большом о. Денга (очевидно название является карельской переработкой саамского «Брусничный»). Дальше можно идти как левым, так и правым берегом. Вдоль правого берега порой тянутся рифы, за которыми видны роскошные пляжи, окаймляющие невысокий береговой уступ с мощным черничником. Через некоторое время мощный сток воды укажет на пролив Сарбисалми (плохо заметный с воды), через который вливаются воды Суны и Чебы из живописного Ройк-Наволоцкого озера. Далее следовать вдоль берега к сужению Гимольского озера, откуда недалеко и до истока Суны.

Если вы выбрали путь вдоль левого берега, то, миновав о. Денга, надо взять курс на восток, на виднеющийся вдали пляж. Здесь хорошее место для дневки. В устье Вотто-реки (за следующим с югу мысом) хорошо ловится рыба. Стоит сходить на геодезическую вышку на отметке 204 м (от края пляжа по лесной дороге 1,5 км до автодороги, по ней влево): с нее открываются впечатляющие виды. Через 9-10 км слева открывается залив, в глубине которого виден пирс и лодочные сараи. Если вам нет нужды заходить в Гимолы, надо брать курс вправо в обход группы островов. Решив же причаливать, будьте крайне осторожны: залив нашпигован рядами свай. От пирса до пос. Гимолы 2 км. Стоит посетить домашний музей чучельника Ивана Андреевича Ненашева.

Выход в Суну в дальнем правом углу последнего плеса Гимольского озера. Широкая протока (встретившийся остров обойти справа) через 3 км приводит в оз. Кудамгубское. Большая часть его берегов заболочена. Глубины 2-2,5 м, дно ровное. Стоянки есть в дальнем правом (от входа) конце озера, слева (за полоской тростников) при выходе на большой плес и в истоке реки (слева).

Выход в Суну находится в конце ЮВ губы озера. На пути слева видно большое болото Пизансуо. До Чудозера по широкой реке 8 км; течение тихое. Чудозеро (название саамское, фиксирующее контакты саамов с древними финно-угорскими племенами: саам. чудде «враг») состоит из двух плесов. Длина его 6 км, ширина до 2,8 км. Берега каменистые, часто заболоченные. Хорошая стоянка есть в основании большого мыса слева по ходу.

Чудозеро, сужаясь, переходит в Поросозеро (кар. «Уступ, терраса») длиной 9 км, шириной до 1 км. Глубины до 3 м, у истока Суны — до 6,5 м. Слева по ходу красивые места для стоянок: скальные мысы чередуются с пляжами. Для выезда с маршрута приставать вправо в заводи через 300 м после авто- и железнодорожного мостов. Рядом проходит дорога, по которой регулярно ходит автобус до железнодорожного переезда (800 м до станции). Автобус ходит и на станцию ко времени прихода поездов. Поселок же (почта, магазины) расположен слева от мостов. Продуктовый магазин есть и недалеко от станции (пройти через пути).

В трех километрах за поселком озеро заканчивается двухступенчатым 150 м порогом П10 Пристанский. После небольшого широкого плеса следует короткий и мощный порог П11 Валазменский. Осмотр справа. Здесь остатки плавильного заводика, основанного еще при Петре Великом. За порогом широкий плес с островами, проход правой протокой. Потом несложный П12, проход справа от острова. За ним надо приставать влево для осмотра самого мощного на маршруте порога П13 Мельничный. Здесь к реке выходит обширный массив коренных пород.

Сразу за Мельничным порогом начинается узкое и длинное Пяльвозеро с многочисленными пляжами. Под конец озеро протоками уходит вправо, сужается и возле охотничьей избушки разбивается на две протоки. Идти левой. Через 5 км опять раздвоение и перекат П14 Маркоткоски («Ворчун»), за ним порог П15. Далее перекатом (с островом в русле) начинается длинный П16 Коссаниски, за ним длинный перекат П17, почти без перерыва переходящий в короткий мощный порог П18 Корбикошки с двумя поворотами. За порогом мост проселочной дороги.

После плеса идут несложные П19, 20, а затем длинный многоступенчатый порог П21 Лебикоски. Его удобнее проходить в несколько приемов. Затем следует широкий плес со множеством островов, и река проходит через ламбину Дяньгаслампи. Для ориентировки проще идти левым берегом. Вскоре байдарки выходят в Линдозеро. Слева перед устьем хорошая стоянка.

На Линдозере можно остановиться на песчаных островах, покрытых сосновыми шапками, и перед сужением озера, как на правом, так и на левом берегу. Озеро неглубокое, хорошо прогревается, много пляжей. В горловине озера хорошо ловится щука.

После дер. Линдозеро (магазин) идти левым берегом мелководного плеса. Широкий исток реки пересекает мост, за которым видно начало П22 (КС — II). Длина его около 1 км. Русло реки прямое и широкое. Осмотр слева. На входе под левым берегом шивера с бурным течением (валы до 0,8 м в высокую воду). Далее, после каменистой гряды справа, быстроток с отдельными грядами камней при ширине реки около 100 м. Здесь надо переходить под правый берег. Ближе к выходу поток стесняется остатками плотины и отмелью слева, образуя крутую горку со стоячими валами. В низкую воду в струе появляются два опасных обливняка, хорошо заметных по пенным гребням за ними. Слева под порогом можно остановиться на обед или ночлег. Берега здесь высокие, сухие, поросшие сосной и елью вперемежку с березой.

После 4 км плеса одно за другим идут препятствия. П23 Шильмяйтокоски (саам. «Порог оленьих загонов») — это 500 м шивера с правым поворотом в конце и высокими прямыми валами в основной струе. В низкую воду на входе образуется слив с гряды камней. Проход в нем не очевиден и плохо читается с наплыва. После поворота в струе мощная «бочка» за плитой, поэтому на повороте надо прижиматься к гряде камней, идущей от правого берега. Справа перед порогом есть хорошая стоянка.

П24 Ковеланлиете-Коски (кар. «Кривой нанос»). Осмотр слева, КС — II. Длина около 200 м. На входе отлогий слив в скальной узости, по бокам обрамленный косыми валами до 1 м. Затем крутой левый поворот с грядой камней слева на выходе. В низкую воду перед входом обнажается слив через гряду с большим камнем по оси, основной же слив вырождается в отлогий язык. Далее идут П25 — 600 м перекат с тремя поворотами в широком русле и П26 Леполису (кар. «Ольховая протока») — крутая 150 м шивера на прямом участке. Осмотр затруднен боковыми протоками. Проход правым краем струи. В низкую воду проходится легко.

Затем еще два простых переката со слабым течением, бурный перекат П27 и после мелкого короткого переката 600-метровый П28 Сухой (КС — II) на разлившейся и разбитой островами реке. Логичный, удобный проход левой протокой. В низкую воду эта протока ito-прежнему проходима, но требует ювелирного попадания во множество узких «ворот».

Дальше река проходит широким плесом со множеством мелкосидящих камней и входит в 2 км ламбину с низким травяным островом посредине. За устьем заболоченного ручья слева красивая и удобная стоянка на сосновом холме среди болота, богатого морошкой. Здесь хороша и рыбалка. За ламбиной следует простая шивера П29 на прямом участке, потом — раздвоение реки и 300-метровая шивера ПЗО Каданлоама (КС — II) с правым поворотом. На входе в нее две гряды камней, а за поворотом крутая горка с плохо читающимися обливными камнями. Карельское название порога означает «Лужа с молодыми смолистыми соснами» (после порога река образует разлив).

После несложного П31 следует порог П32 Длинный (КС — III) длиной 1,2 км. В высокую воду это ключевое препятствие нижней части Суны. Требуется тщательный осмотр справа. На входе плавный правый поворот. Основная струя оттесняется влево плитой в центре, образуя в 15 м ниже крутые метровые валы на протяжении 50 м. Здесь, после бочки за плитой, лучше уходить вправо, в просвет между основной струёй и отбойными валами у правого берега. Дальше все эти валы сливаются в единую группу менее мощных, но бессистемных стоячих волн. Существует альтернативный вариант входа: по невысоким сливам справа. Ниже струя вырождается, и следует 500 м быстротока с отдельными камнями по всей реке. Лучше держаться центра. После груды бревен слева поток оттесняется направо. Здесь, перед островком у правого берега, справа на центр идет свал воды с камней, плохо читаемый с воды. В сужении у острова образуется крутая горка с резкими валами. Ниже справа суводь, где может встать страховочная байдарка. Далее следуют крутой левый поворот (отделенный от правобережного плеса грядой камней) и бурный, но чистый водоскат на выходе.

В низкую воду порог упрощается до II КС. Осмотр теперь надо производить слева. Вход становится простым и маломощным, далее — отдельные камни на слабом течении, но в сужении у острова остается мощная горка с опасными обливняками. С осмотра и с воды надежный проход здесь видно плохо. На выходе образуется слив через гряду больших .валунов; проход здесь виден с воды.

Ниже порога слева есть стоянка на высоком берегу. Ниже длинный несложный перекат ПЗЗ Корбикошки-2 с островом в начале. Потом идет болотная ламбина с плоскими островами, несложный П34 и короткий, но ехидный порог ПЗЗ Блин (КС — II). Осмотр слева. В высокую воду основная струя образует серию жестких валов до 1 м под левым берегом. Справа же «виднеется» более спокойный проход, где, однако, приходится прыгать с плиты, а затем вписываться в узкий проход в гряде камней. В низкую же воду на пороге образуется сильный слив 0,7 м. Проход ясно виден с берега, но очень непросто узнаваем с наплыва.

Затем следуют П36 — простой отлогий водоскат с бурунами и П37 Ледяной (по имени впадающего слева ручья, сохранившего, однако, карельское название Деяоя). Это несильная шивера длиной около 600 м с отдельными хорошо заметными камнями. На выходе — проход в гряде камней и мелкий разлив. После Ледяного река расширяется до 200-300 м и течет в высоких скальных берегах, покрытых гладкоствольным лесом. Невольно на память приходят слова Г.Р. Державина: «Местоположение пути сего весьма приятное и правильное протяжение берегов, соединяющихся вдали и потом длинные проспекты отверзающих, представляет прекрасное зрелище... Дикость положения берегов и беспрестанные видов перемены ежечасно упражняют взор».

Начиная с этого места, вы имеете шанс поймать судака или сига. Через 6 км такого плавания прямо по ходу возникнет небольшой залив, в который впадает р. Семча. Еще через 2 км вправо уйдет узкий длинный залив, затем влево уйдет залив Лавалампи, а справа откроется перспектива оз. Викшезеро. В начале его есть стоянка справа. Дальше, до пролива на Гирвас (его положение опознается издали по высокому холму восточного берега), приличных стоянок нет, хотя берега весьма живописны. Встать можно будет на островке у правого (западного) берега напротив входа в пролив или на близлежащем коренном берегу. Здесь отмели создают отличные условия для купания, сзади поднимается высоченная гряда, поросшая соснами. На южном плесе (оз. Сухое), переходящем в залив Каданлампи, берега в основном покрыты густыми березово-осиновыми лесами.

В проливе слева видна дер. Койкары (сокращение исходного Койвукари «Березовый порог»; порог существовал до постройки ГЭС). Перед островом на большом разливе надо повернуть влево. Примерно через 1 км становится виден участок дороги, идущей по плотине (отсекшей воду от русла Суны), а слева, на севере — обновленный вход в канал Пионерный. По его берегам сначала идет березняк, затем слева великолепные скалы с соснами. По каналу доходим до плотины Пальеозерской ГЭС. Направо по шоссе 400 м до столовой, магазинов, автобусной остановки. Но здесь идут только местные автобусы. Проходящие же едут по другой дороге, до пересечения с которой еще более километра. До Петрозаводска автобус идет около двух часов.

Обнести плотину можно справа: по шоссе, затем по грунтовой дороге. Путь слева более трудоемкий, но и более красивый. В этом варианте вы идете 50 м влево по шоссе, 200 м по лесной дороге, 10 м тропой через высокий сосняк и выходите к 30-метровому обрыву. Отсюда замечательный вид на песчаные берега канала и озеро Палье вдали. Спуск по песчаному желобу нетруден, гораздо утомительнее подъем, хотя он и совершается налегке. Еще 70 м — и вы на берегу канала.

До озера идти меньше часа. Ближе к устью канала возможны стоянки. В бурную погоду определенную сложность представляет прохождение песчаного бара в устье. На оз. Палье (обязано своим именем рыбе «палья» сиговой породы) можно порекомендовать отличную стоянку в 2 км справа от выхода из канала (песчаный срез берега виден издали). Можно встать и на северной оконечности острова Большой (он же Белый). Остров густо зарос смешанным лесом, у берега идет полоса камней от 10 см до 3 м в диаметре. Можно собрать целую коллекцию разнообразных пород камня. Здесь хорошая рыбалка. С острова видны эффектные обрывы мыса Святноволок и дома одноименного поселка.

В Северный берег озера покрыт хвойными лесами на высоких берегах. В СЗ заливе находится выход в р. Нивка, на которой встретится П38. Река короткая, течение в ней быстрое. Нивка впадает в Кримозеро, состоящее из двух плесов. Западный его берег заболочен, на восточном расположены поселки Белая Гора (по месторождениям мрамора, уже в XVIII в. поставлявшегося в Петербург) и Тивдия. Кримозеро соединяется с оз. Сандал короткой рекой Тивдийкой («Полноводная»). Единственное препятствие на ней — километровая бурная шивера П39 с перепадом около 7 м. Осмотр (а при желании — обнос) слева.

Оз. Сандал (древнее название, по-видимому означающее «Добычливое») имеет сильно изрезанную береговую линию, на нем много больших и малых островов. Западный берег покрыт еловыми зеленомошниками, а после сужения озера — сосновыми лесами. Восточный берег более высокий (местами на 20 м и более возвышаясь над уровнем озера), покрыт сосновыми, а затем смешанными лесами. На озере часты моторки и катера.

Чтобы не перепутать проливы в Габозеро и Нигозеро (кар. «Озеро высохших сосен»), из которого выходят к станции, лучше ориентироваться на Нигостров, запирающий ЮВ оконечность оз. Сандал. В Кондопоге заслуживает внимание Успенская церковь 1774 г. высотой 42 м, расположенная на мысу Онежского озера.

В начало