Чирка-Кемь - 2008 / Дневник
Заглавная | Походы | Дневник | Схема маршрута

Чирка-Кемь - 2008 / Дневник
- 13.07.08 – 26.07.08 -

Команда:

Тритон (катамаран-2): Дима, Алексей-1
Синегорье (катамаран-2): Катя, Алексей-2
Свирь-Н (КНБ): Андрей, Максим
Рысь (КНК): Олег

Маршрут:

Река Муезерка (от ж/д моста перед пос. Муезерский) - река Чирка-Кемь - пос. Боровой (всего 130 км)

Заброска

По сложившейся традиции, чем ближе к запланированному отъезду, тем меньше определенности с составом группы. Так что билеты покупали в несколько заходов, по факту присоединия людей. Вследствие такого бардака, три человека уехали в Петрозаводск одним поездом, а оставшиеся четыре - другим. Билеты до Муезерки и на обратную дорогу взяли заранее, в Москве. Как показала практика, не зря.
В местном поезде мы - третья группа на Чирку. Первая, под руководством деловой Софьи, стартует, как и мы, с Муезерки, вторая - от Сонозера. Все три группы заканчивают в Боровом в один день.
Пока перецепляли состав в Суоярви, Софья договорилась насчет высадки на мосту через Муезерку, так как по слухам в Муезерске завелся ГИМС. Цена вопроса - 1200 рублей с двух групп.

Софья взывает к машинисту:



В Суоярви первая проверка доументов. Пограничник одет в штатское, ведет себя ненавязчиво - погранзоны здесь нет с 2007 года. Отдал пограничнику первый экземпляр маршрутного листа.

Проверяют документы. Слева - начальник поезда. В джинсе - погранец. Справа - Софья:



13 июля. Воскресенье. Стапель. Переход 1
Мост через реку Муезерка - безымянное озеро, отметка 149,5м (9 км.)

Выгружались с двух тамбуров. Нам как всегда повезло - отволокли вещи в запасной тамбур, в котором, как выяснилось по ходу, не опускается подножка. Проводники могли бы и предупредить...

Выгружаемся:



Только разложились у моста, заявился еще один погранец. В форме. Проверил документы (отдали второй маршрутный лист). Рассказал по полезный ГИМС а Муезерске, посоветовал зайти к ним перед отплытием, зарегистрироваться и проинструктироваться. Ненавязчиво так...
Видя, как стремительно развиваются события, форсировали стапель и отчалили в начале двенадцатого, дав фору Софье в полчаса.

Перед выходом:



Пошли первые порожки. Несмотря на вроде бы не самую низкую воду, мелковато, несколько раз вылезал из каяка. С трудом протиснулись под мостом. Проплывая мимо поселка, с интересом ожидали появления ГИМС, но пронесло...

Муезерский:



Перекусили на восточном берегу безымянного озерца, напротив деревни. Опрометчиво полезли купаться и подняли со дна огромное количество вонючего ила.

Озерко напротив Муезерского:



После озерка порожки подобрели, а народ после перекуса - повеселел :)

Максим и Андрей обкатывают Свирь:



Катя и Леша-2:



Встали лагерем на следующем озере (по карте отметка 149,5м), на небольшом, хорошо продуваемом островке.

Вечереет. Тучки клубятся:



14 июля. Понедельник. Переход 2
Безымянное озеро, отметка 149,5м - река Муезерка, стоянка около избы (22 км.)

Солнышко греет, порожки идутся с ходу. По левому берегу толпы местных - рыбаков и отдыхающих, с машинами, шашлыками и музыкой. Настоены благожелательно.

Дима и Леша-1:



Один порожек осмотрели - сильно шумел. И не зря - за сливом по центру струи огромный обливняк, совершенно не читаемый сверху.

Я малодушно объезжаю камушек за километр:



Максим и Андрей вырабатывают адреналин:



А вот Катя и Леша-2 порог не осмативали:



На перекус слетелись все кровососы с ближайших болот. Так что несмотря на жару, кутались в неопрен и дождевики.

Перекус на камнях:



Ближе к концу дня берега заметно поднялись, пошли песчаные откосы...

Муезерка бывает такая:



... которые чередовались буреломом и подмытым лесом.

А бывает вот такая:



Встали на правом берегу, над одним из откосов. Неудобные подходы к воде, зато наверху - приличная стоянка. В глубине леса – остатки сруба, отмеченные на карте как «сарай». Как выяснилось на следующий день, не дошли пары километров до стоянки, рекомендуемой в отчетах.
Ближе к ночи мимо поплыли один за другим огромные страшные катамараны, груженые отмороженными детьми от 10 до 15 лет.

15 июля. Вторник. Переход 3
Река Муезерка, стоянка около избы - озеро Момсоярви (16 км.)

С утра холодно, пасмурно, временами дождливо... Прошли несколько перекатов. Муезерка петляет в заросших буреломом берегах и имеет вид весьма неприветливый. На стоянке, до которой не дошли вчера, лениво собирается к выходу вчерашняя кодла малолеток на катамаранах.

Загадочная Муезерка:



Перед слиянием с Чиркой по берегам потянулись необъятные болота. И тянулись они до самого Момсоярви.

Чирка после слияния с Муезеркой. Леша и Катя:



На Чирке влились в оживленное туристическое движение. Перекусили на огромной жутко засранной стоянке недалеко от Момсоярви, на правом берегу. На озере протормозили с поисками дневочной стоянки и попали в реальный ливень. Остановились на острове, на выходе из озера (стоянка описана во всех отчетах). Все изрядно промокли и замерзли, так что приготовленный Лешей-2 глинтвейн пришелся очень кстати.

Леша бодяжит глинтвейн:



16 июля. Среда. Дневка 1

С утра перебирал каяк, так как на стапеле шкура криво легла на каркас. На этот раз вроде хорошо получилось, но стоило надуть баллоны, шкура тут же пошла винтом. Ну и фиг с ней.

Рукотворное:



Маленькие радости походной жизни:



17 июля. Четверг. Переход 4
Озеро Момсоярви - озеро Калмозеро - озеро Челгозеро (15 км.)

День гладкой воды. В интепретации Кати - "академической гребли". Пусть будет так, Кате с катамарана виднее ;)

Калмозеро. Вдали - Иванова гора:



Фотографировались на автомобильном мосту. Какие-то дегенераты исправили на обеих табличках «Ч» на «В», получилось непонятное «Вирка-Кемь». Наверное, местный прикол.

Изуродованная табличка:



На Челгозере встретили Софью с группой. Тут у них двойная (!!!) дневка, после ночных блужданий по озерам... Стоят сразу справа от входа в озеро. Мы же пошли на песочек вдалеке, правее выхода из озера. Оказалась отличная стоянка, просторная, чистая, с пляжем, сортиром-скворечником и туристическим ритуальным деревом.

Дерево для автографов:



18 июля. Пятница. Переход 5
Озеро Челгозеро - порог Нахко - порог Лоухи-1 - порог Хаудо - порог Кривой - порог Тахко-падун (11 км.)

Первые пороги на Чирке. С ходу прошли Нахко и Лоухи-1 за ж/д мостом. Долго смотрели на Хаудо, заодно перекусили. Прошли без осложнений. Утомленные академической греблей катамаранеры развлекались самосплавом... Видели как прошли два коммерческих рафта.

Хаудо - Катя и Леша-2:



Хаудо - Дима и Леша-1:



Хаудо - я:



Хаудо - Максим и Андрей (Максима не видно, но должен быть где-то там):



Кривой порог оказался очень неудобен для просмотра, поэтому потратили там уйму времени...

Ряж на Кривом:



Кривой, вид вниз с ряжа:



Кривой - Андрей и Максим:



Кривой - Катя и Леша-2:



Кривой - Дима и Леша-1:



Кривой - я:



После Кривого - метров двести заводи, дальше Тахко-Падун. По берегам изумительные скалы... Время было позднее, так что дальше не пошли, а встали на правом берегу, на скале перед Падуном. Очень колоритная стоянка с замечательными видами на окрестности, правда тропа туда почти отвесная...

Тропа вверх на стоянку:



А стоянка на вершине этой скалы:



Канализация за островом, справа от Падуна:



А Дима и Леша-1 не выдержали, и разгрузив кат, таки прошли Падун разочек...

Тахко-Падун:



Дима и Леша пробуют Падун:



19 июля. Суббота. Дневка 2

С утра лазили по скалам и фотографировали окрестности...

Смотровая точка недалеко от стоянки:



Скалы на левом берегу:



Вид на Падун со стоянки:



Панорама противоположного берега. Слева - выход из Кривого, справа - отстойник перед Падуном. На скале справа видна крыша одного из домов турбазы:



Потом катамаранеры ушли в радиалку к лесному озеру, а мы с Максимом перебрались на противоположный берег и довольно долго бродили по территории турбазы, пытаясь выяснить условия проживания, порядок заселения, цены и контактные телефоны. Отчаявшись чего-либо узнать, пошли осмотривать Падун с ряжа и застали Софью со товарищи за традициоными покатушками.
Тут повалило еще турья на байдарках, выстроилась очередь. И мы туда же. Все шли по классике – вдоль ряжа, дальше по гладкому сливу в котел. Оторвались по-полной: я нашел в сливе камень и прорезал по кильсону каяка 30-ти сантиметровую дырень. Максим и Андрей полегли после слива, побились по камням коленками и продрали деку (!) Свири до железа по всей длине лодки.

Максим и Андрей заходят в Падун. Все начиналось очень хорошо... :



... а окончилось вот так:



Каяку тоже досталось:



20 июля. Воскресенье. Переход 6
Порог Тахко-падун - озеро верхнее Тахколампи - озеро нижнее Тахколампи (11 км.)

Ходовой день. Традиционно прохладно и дождливо.
Байдарку и каяк, во избежание повторения вчерашних приключений, провели по канализации за островом у правого берега. Катамаранеры еще раз прошли Падун, теперь на груженых катах.

Тахко-Падун - Катя и Леша-2:



Тахко-Падун - Дима и Леша-1:



За Падуном, на левом берегу, расположен причал турбазы. А у причала стоит реальный пароход...

Пароход с турбазы:



Весь день гребли по Верхнему и Нижнему Тахколампи. Очень красивые озера, зажатые между двумя высокими грядами холмов. Перекусили на мысу левого берега, перед большим островом на Нижнем. От оконечности мыса (песчаный пляж) вглубь берега поднимается широченная тропа. Наверху – обширная, оборудованная и загаженная стоянка с забитым доверху вонючим мусорным баком.

Дорога к стоянке с мусорным баком:



Искали стоянку по описанию, «... на левом и на правом берегу в конце Нижней Тахколамбины в районе ур. Келлогора ...». Одну видели, перед Келлогорой, на правом берегу. Занятую. Встали в десяти минутах ниже Келлогоры, на правом берегу, в каменистом заливчике за мысом. Не оборудованно, зато чисто.

21 июля. Понедельник. Переход 7
Озеро нижнее Тахколампи - порог Ледмозерский-1 - порог Ледмозерский-2 - впадение реки Растас (10 км.)

Погода не дает расслабиться. По прежнему холодно и дождливо, а сегодня еще и добавился ветер в морду.
Половину дня шли по широкому плесу в болотах, который закончился порогом Ледмозерский-1. Очевидный проход по струе, хотя мне в этой самой струе привиделся обливняк. Так что прошел под правым берегом, практически по ровной воде.

Ледмозерский-1 - я:



Ледмозерский-1 - Максим и Андрей:



Ледмозерский-1 - Катя и Леша-2:



На Ледмозерском-2 снова встретили Софьину группа. У них дневка, стоят ниже порога, на левом берегу.

Софьины подопечные в Ледмозерском-2:



Перекусили на камнях за порогом. Катамаранеры повторили опыты с самосплавом...

Автономные покатушки в Ледмозерском-2:



До запланированной стоянки за впадением реки Растас дошли неожиданно быстро. Очень удобная, оборудованная, на удивление чистая стоянка на фоне соснового леса, песочек. А еще тут очень ветренно, комары не задерживаются.

Стояночка после впадения Растаса:



А это мы, довольные жизнью. Максим с рыбой, Леша-2 с самодельным половником:



22 июля. Вторник. Переход 8
Впадение реки Растас - порог Кильбо - порог Омос - порог Никкут - порог Битуш - порог Руах - порог Железные Ворота - порог Островной - порог Вигитус - порог Грядовый - порог Ручей - порог Елоха - порог Рокконе - остров Старое Сосно (21 км.)

Сегодня прошли два запланированных перехода. До порогов - широченный плес. Кильбо и Омос – простые полноводные перекаты. Никкут – серьезный порог, с огромным валом на входе (который можно объехать слева). За порогом на правом берегу – обжитая изба, около нее лавочки и стол, пригодные для перекуса.

Никкут - я:



Никкут - Максим и Андрей::



Участок от Никкута до Рокконе – сплошной фан-сплав, непрерывная череда проходимых с ходу валастых порогов, разделенных небольшими плесами.
Рокконе – гвоздь программы. Два варианта выхода. Один кат и Свирь пошли в слив справа, второй кат и каяк – по струе слева. Проходили вперемешку с участниками Софьиной группы, но они закончили первыми и ушли вперед занимать стоянку.

Катамаран-родео в Рокконе:



Дневка на знаменитых стоянках Старого Сосно обломилась, ибо свободным оказалось только место около чудовищной помойной ямы. Особо по этому поводу не страдали, так как очень там людно и шумно.
Пошли по левой протоке и почти сразу нашли уютную стояночку на острове, чуть дальше разрушенной избы на берегу.

23 июля. Среда. Дневка 3

Весь день гуляли по острову – сначала я и Максим, потом катамаранеры.

Андрей держит крышу:



Правая протока Старого Сосно:



Изба перед стоянкой:



24 июля. Четверг. Переход 9
Остров Старое Сосно - пороги Сосновые - острова Шалсари - порог Елисей - порог Олений - порог Лоухи-2 - порог Горшок - порог Ялгоне - стоянка перед поселком Боровой (15 км.)

Последний переход, и снова двойной километраж. Немного поплутали среди островов Шалсари (кажется, что их больше чем на карте). За островами последние на маршруте достойные пороги: длинный и интересный Олений и несложный Горшок с нагромождением ряжей.

Горшок - Катя позирует на ряже:



Горшок - сочувствующие на ряже:



Горшок - Максим и Андрей:



Горшок - я:



Перекусили на каменных плитах справа за Горшком. Дальше - невразумительный перекатик (Ялгоне?) и плес до последней нашей стоянки на маршруте. Встали на левом берегу, километрах в четырех до моста. Приметное место – в русле над водой торчат огромные камни, очень быстрое течение. Левый берег – высокий и крутой, у стоянки – песчанный откос. Сразу за стоянкой в Чирку впадает ручей, отмеченный на карте. За ручьем – совершенно лысый холм (судя по головешкам и следам от тракторов – зачищенный от горелого леса).

Последняя стоянка:



25 июля. Пятница. Дневка 4

Банный день. Утром Леша выложил печь и до вечера топил ее, в перерывах вязал каркас. Остальные в течение всего дня валили для Леши сухостой на дрова.
Дима с Катей ходили в Боровой, заказали на завтра машину до станции и закупили к бане водки, пива и хлеба.

Горелая гора:



Баня строится:



Апофеоз:



26 июля. Суббота. Антистапель, отъезд

Автомобильная дорога проходит по правому (восточному) берегу реки, потому один катамаран сразу не собирали, а использовали как баржу для переправки вещей.
Доставка до станции обошлась в 500 рублей. Машина – микроавтобус Фольцваген в грузовом исполнении. Все вещи и два человека были отвезены первым рейсом, остальные пошли своим ходом, но были подхвачены на полпути сгрузившей первую партию машиной.
Часа три шатались по поселку, закупили пива, хлебом и мороженным.
К поезду на вокзале собралось три группы (мы, Софья, катамаранеры с большими катами) и огромное количество местных. Поезд специфический: тепловоз, один (!) плацкартный вагон и несколько вагонов с лесом.

Погрузка в Боровом:



В связи с этим (и учитывая, что билеты были, не более чем у трети), до следующей станции - Ледмозеро, где состав переформировали и наш вагон прицепили к поезду из Костомукши, ехали друг у друга на головах. Несколько раз начинались взаимные наезды на тему «достали уже туристы эти» и «куда вы лезете на наши места» (со стороны турья).
Пока перестыковывали вагоны, несколько часов ошивались в Ледмозере, заценили произведения местной архитектуры...

Забор парового отопления в Ледмозере:



В Петрозаводске были рано утром, до московского поезда успели погулять по набережной и перекусить в кафе. Прошлись по магазинам в поисках "Онежской клюквы", но не нашли, ибо местный ликеро-водочный завод закрыт на реорганизацию.

Петрозаводская кафешка:



27 июля. Воскресенье.
Москва.

Покорители Чирка-Кеми. Слева направо: Максим, Леша-2, Леша-1, Олег, Андрей, Катя, Дима:



В начало