Велопопоход Калуга-Серпухов - 2013
Заглавная | Походы | Фотодневник

Велопоход Калуга-Серпухов - 2013 / Фотодневник
- 06.06.13 - 09.06.13 -

Ежегодная потребность в непродолжительных велопоходах по глухим местам, нежелание удаляться от дома больше, чем позволяют пригородные электрички, а также антипантия к большим компаниям заставляют каждый раз с особой тщательностью подбирать маршрут, самолично ползая с лупой по Google/Yandex/Bing maps и выискивая любую, самую малость пригодную инфу на самых неожиданных ресурсах.
Именно так родилась текущая покатушка. Обратив несколько лет назад внимание на малозаселенные лесные массивы к северо-востоку от Калуги и к западу от Серпухова, смыкающиеся по реке Протве, впоследствие время от времени возвращался к изучению возможности прокатиться в тех местах на велах. Потом пришло знание о Старой Калужской дороге и закрытом заказнике "Таруса", потенциальная покатушка начала обретать некую культурно-авантюрную подоплеку. К весне 2013 года маршрут был окончательно определен, продуманы варианты аварийного схода и объездные пути на случай непролазных топей, прорисованы треки и напечатаны карты.
Но весной-2013 погода выдалась совсем не велосипедная, и покатуха была перенесена на весьма кстати подвернувшийся двухнедельный отпуск в первой половине июня...


Маршрут:
Гор. Калуга - пос. Новая Слобода - пос. Высокиничи - заказник "Таруса" - пос. Буриново - гор. Оболенск - гор. Серпухов - пос. Липицы, 170 км.

Участнички:
1. Олег Б*** / Merida Kalahari 575
2. Аня М*** / Merida Kalahari 550

Карта:

Просмотреть Старая Калужская дорога - 2013 на карте большего размера

6 июня, день первый (гор. Калуга - пруд Кривошеино/пос. Голухино, 36 км)

Железнодорожный транспорт в Калугу ходит, как известно, от Киевского вокзала. Поэтому заброска из Кузьминок не так банальна, как бывало ранее: электричка Текстильщики-Фили, а от Филей до Киевской своим ходом, с преодолением подземных переходов различной категории сложности. Все бы ничего, если бы не велорюкзак.
Калужская электричка забита народом под завязку, тем не менее умудрились пристроить велы и занять сидячее положение.



К половине пути народ рассосался, в Кулугу пришел практически пустой состав.



Калуга. Время обеденное. Погода рулит. На вокзале интересный памятник - забетонированный в стеллу передок паровоза.



Выбрались огородами на улицу Глаголева и покатили в заданном направлении... По дороге заехали на рынок, набрали воды и всяких ништяков.
Дальше двигались из города по Тарутинской улице, потихонечку восстанавливая утраченные за зиму навыки. До пересечения с трассой на Москву - хороший асфальт, оживленное движение. После трассы трафик устремляется к нулю, асфальт трансформируется в пыльную грунтовку. В Ястребовке у колонки умылись, набрали воды. Заинтересованные аборигены в разговоре демонстрируют полное незнание местной географии и истории - про старый Калужский тракт ни сном ни духом.
За Ястребовкой начинается бетонка, плиты уложены неаккуратно.



На плитах у пересыхающих лужиц тусят бабочки толпами.



Потихонечку миновали Песочню, пруд-платник... Вот и Выселки. В конце деревни справа от дороги заброшенное ж/б сооружение, напротив него влево уходит ОНА, Старая Калужская дорога (вернее то, что от нее осталось).



Сразу начинаются рулезы, ради которых ехали в такую даль - сырые овражки с чавкающей под ногами глиной...



... и уничтоженная тракторами грунтовка.



В Гурьево - настоящий дорожный апокалипсис: дорога, которую проще обойти по обочине верхом...



... и хит сезона - размытый паводками и обрушившийся мост.



Кое как форсировали речку справа от дороги, в заросшей крапивой низине. За мостом участок дороги, уложенный булыжником... Заметили впереди столб дыма, подумалось, что пожар. Подъехали ближе - две бабки и дедка жгут траву. Остановились, и сразу куча вопросов - кто, куда, с какой целью :) Дедок оказался говорлив, много рассказывал и про Калужский тракт, и что дорогу укладывали булыжником при Екатерине, и что в Гурьево при царе было семь трактиров. Проболтали с полчаса...
Где-то в районе Никола-Дола дорога вновь стала пригодна для нормальной езды; поднажали на педали, наверстывая упущенное в Гурьево время. Недоезжая Голухино, поворот направо к пруду Кривошеино с платной рыбалкой. У поворота соответствующий указатель. На пруду у нас запланирована первая ночевка (хочется надеяться, бесплатная).
По понятным причинам, решили встать подальше от людей, посему первую часть пруда (дорога идет вдоль воды) проехали не останавливаясь (видели одну машину), объехали справа небольшой лесочек (тут ооочень глубокая колея в мокрой глине), выехали к воде в дальнем конце пруда, и заныкались в том самом лесочке.



Место весьма и весьма - площадочка под палатку в березках, на берегу лавочка и уходящий в воду мосток-плотик.



По всему оформленное место для платной рыбалки. Пруд, кстати, чистейший - стоит опустить в воду руку, подтягиваются здоровенные пиявки.



Около мостка периодически собирается огромная стая лягушачьих головастиков.



Обустроились, приготовили ужин на газу...



... поели и спать... Ночью по дороге несколько раз надрывно проезжала машина, не иначе как хозяин искал двух велосипедистов-халявщиков по наводке :) В конце концов нас обнаружили, и через стенку палатки состоялся такой вот разговор:
Хозяин: "Вы кто будете, рыбаки или отдыхающие?"
Мы (хором): "Отдыхающие!"
Хозяин: "Ну тогда отдыхайте."
На том и закончили.

7 июня, день второй (пруд Кривошеино/пос. Голухино - река Протва/пос. Новая Слобода, 42 км)

С утра заходил рыбачок со спиннингом. Рассказал, что пока мы не вылезли из палатки, не решался подойти к нашему мостку, опасаясь зацепить донки/сетки. И очень удивился, узнав, что донок и сеток мы не ставили, и вообще рыбу не ловим. Очень душевно поговорили, убедив его в конце концов, что за рыбой надо ехать в Карелию :))
Выезжая с пруда, видели столб с табличкой-прайсом, пропущенный вчера в угаре. Сутки рыбалки - 800р.
Вернулись на дорогу. В Голухино проверили связь - работает. Отзвонились домой. На выезде из Прудков набрали из колодца воды во все свободные бутылки...



... ибо дальше по картам - полный глушняк. Так оно на деле и есть. За крайним домом дорога поворачивает налево, а прямо уходит просека с ЛЭП и едва заметной колеей - заброшенный участок Старой Калужской дороги.



Лужа на съезде с основной дороги сразу настраивает на нужный лад :).
Этот кусок Тракта совсем бедовый. Заметная по началу колея довольно бысто затянулась высокой травой, потом спустилась в низину и принялась петлять по болотцам, периодически переваливая через разрушенные мостики (груды камней с трубой в основании).



Чем дальше, тем глубже лужи.









Самые забористые - там где дорога идет по лесу, уже даже не лужи а небольшие пруды с лягушками и объездами через кусты.



Брожение лесных водоемов усугубляли комары, пришлось доставать гардекс....



На подступах к Башмаковке выехали на высокое и открытое место...



Радовались не долго: через поселок пришлось двигаться по сырой разбитой колее на дне канавы, прорезающей непролазные заросли гиганского борщевика. Окружающая действительность напомнила джунгли - через нависающий справа и слева над дорогой борщевик местами еле-еле пробивается солнце, в добавок очень влажный, ощутимо тяжелый воздух...
Перед Якимовкой дорога снова преобразилась - теперь она широкая и глинисто-песочная.



Достаточно широкая, что бы объехать очередную лужу и выбрать подходящую колею. На въезде в Якимовку долго чистили велы - в забитые борщевиком просветы между колесами и крыльями добавилась глина и колеса просто перестали крутиться. В Семендеево у Ани случилась потеря - левая кроссовка не перенесла выпавших не её долю невзгод и лишилась куска подошвы с протектором.



Дальнейшая дорога до Казариново примечательна встречей с Щитнем.



Щитень две сотни миллионов лет жил в ничем не примечательной луже, пока не был замечен Аней при очередном передыхе и безжалостно потыкан палочкой...



На въезде в Казариново начинается асфальт. Встали у ближайшего магаза, закупились плюшками и газировками, перекусили здесь же, возле ржавого чуда советского автопрома.



Миновали Суходрев, въехали в Недельное, возле храма ...



... обновили из колонки воду в бутылках. От Недельного до Чухловки ехали вдоль бесконечных теплиц. За Чухловкой начинается очередной нескучный участок Тракта.
Тут все как обычно - широкая просека, хороший ориентир в виде ЛЭП, петляющая колея, лужи (с головастиками)... На особо сырых участках начали попадаться гати - с плавающими нижними и хаотически наваленными верхними бревнами. Незадолого до Филлиповки моросящий дождик перешел в настоящий ливень, долго отсиживались под деревцем. После ливня дорога окончательно поплыла, и последний километр тупо шли в траве по колено в воде.
В Филлиповке спросили у первой попавшейся тётки, скоро ли асфальт? Тетка, оценив с какой стороны мы пришли, посмотрела на нас как на инопланетян и ошеломленно ответила, что асфальт скоро, но не очень хороший :)
Не обманула - асфальт начался метров через двадцать. Местами из-под него вылезала бетонка, но дорога пошла под уклон и нас было уже не остановить :) Пришли в себя мы уже в Новой Слободе ...



... около памятника павшим в ВоВ... Чуть дальше мост через Протву.



Отметили, что воды до фига, вода прёт как в горной реке. За мостом почти сразу ушли с асфальта налево и поехали вдоль реки в поисках места для ночевки. Берега в этих местах обрывистые, а там, где все же имеется площадка у воды, очень сыро и занесено мусором после паводка... Поехав пару километров, нашли подходящее местечко, там где Протва делает вираж на 180 градусов... Поставили палатку на первом приполке (метрах в двух ниже дороги), дальше спуск еще на метр вниз, к пляжу.



Песочек грязноват, под ним глина - все очень мокрое и скользкое. Но в целом место отличное. Отужинали пловом от Йошкар-Олинского м/к - очень вкусно. Засыпали под вопли аборигенов вдалеке - суббота, народ отдыхает.

8 июня, день третий (река Протва/пос. Новая Слобода - река Нара/пос. Тверитино, 64 км)

Встал пораньше и застал последние минуты утреннего тумана. Спустился к воде, осмотрелся - на ветвях ивы, метрах в двух выше воды висят гроздьями пучки жухлой травы, следы недавнего паводка.



После плотного завтрака ...



... искупались - погода установилась отличная, да и слой грязи за два последних дня нарос изрядный...
Вдоль кромки леса выехали на вчерашний асфальт. И дальше сглупили - вместо того, что бы спокойно ехать по асфальту через Черную грязь, решили проехать вдоль речки и выйти на шоссе уже за поселком. Судя по Гуглу, тропинка имеется. Итак, выехав на асфальт - немного назад, до ближайшего съезда на краю леса. Дальше прямо по бетонке, вдоль сосняка (слева остается крутой холм).



Где-то на полпути еще раз махнули, поехав не по той тропинке, проходящей ближе к реке.



В результате пришлось возвращаться, ибо срезать на нужную тропу мешало болото... В какой-то момент тропа заворачивает в лес и...заканчивается. В принципе, старую колею видно, но местами она уже поросла деревьями... В результате пару сотен метров до выхода на шоссе продирались через кусты.



У самого асфальта пришлось форсировать глубокий бетонный желоб - водосток.



Выбравшись на шоссе, как следует втопили.



Асфальт идеальный, машин мало, так что довольно быстро и без приключений прибыли в Высокиничи. Зарулили к Пятерочке за вкусняшками, там из-за тормозного кассира потеряли еще полчаса ценного времени... Между тем со стороны Протвы незаметно подошла грозовая туча и начало погромыховать. Быстренько зажевав колбасу, сели на велы, свернули с шоссе налево и выдвинулись в сторону заказника.
Пошел дождь, остановились под деревцем, одели дождевики. Простояли под деревцем некоторое время, дожидаясь окончания дождя. Не дождались, поехали... На полпути между Высокиничами и Макарово пост на въезде в заказник. Постовой не поленился влезти из будки под дождь ради двух безобидных велотуристов. Спросил куда и зачем, напомнил, что на территории запрещен туризм и посоветовал выезжать из заказника через Буриново...
На автобусной остановке в Трояново снова пережидали дождь...



В Тростье свернули направо, доехали до Буриново. На въезде в поселок хорошая асфальтовая дорога сворачивает налево, в сторону Барсуков, и дальше из заказника. Нам же прямо.
Набрали воды в источнике при храме. Источник здорово обустроен - купель, беседка...





Сделали еще одну попытку переждать дождь, поняли наконец-то, что бесполезно. Да и комары чего-то активизировались...
Вернувшись от родника в поселок, поехали по грунтовке на восток, в сторону леса. Дорога глинистая, по дождю просто жесть. В лесу колея едва заметна - заросла травой. Как въехали в лес - сразу начали жрать комары, пришлось одевать длинные штаны. Пока шли пешком до асфальта (метров 500...600), накрыл такой мощный депресняк, казалось, еще немного и поляжем тут костьми, никто и не найдет. К моменту выхода на асфальт собрали просто рой комаров...



Но асфальт снова воодушевил :) Дорожка узкая, одна полоса, в отличном состоянии, со свежей разметкой.



Сеть таких дорог покрывает весь заказник и используется для перемещения высокопоставленных охотников. Вблизи от дороги натыканы всякие объекты охотничей инфраструктуры - вышки, заимки. И полное отсутствие машин...
По асфальту поехали на юго-восток, в сторону Станков. Где-то на полпути дорога неожиданно свернула направо, уводя нас в сторону от цели. А дальше второй поворот, уже в сторону Буринова. В Станки же от второго поворота идет грунтовка по насыпи старой узкоколейной ж/д. Метрах в 50-ти от поворота, у шлагбаума на грунтовке заметили людей, подошли осведомиться насчет дороги. Оказалось - поисковики, сегодняшний рейд у них закончился, и один как раз собирался выезжать из леса через Станки на велосипеде. Против компании возражать не стал...
Дорога по насыпи неожиданно оказалась пригодна для езды, даже в сыром виде. Пару-тройку раз спешивались, что бы преодолеть особо сложные места... И еще пару раз по просьбе нашего спутника - около захоронений с войны, из уважения к павшим. Перед Станками настречу нам проехала группа не слишком подходяще экипированных велотуристов - еще чистеньких, но уже с выражением замешательства на лицах...
В Станках начался хороший асфальт с редким траффиком. Где-то на полпути к Оболенску, на развилке, распрощались с поисковиком... Оболенск поразил индустриальной угрюмостью и едкими химичесими запахами. Первая часть города - сплошная промзона: трубы, цистерны, заборы. Дальше километр по трассе через лес и жилая часть города, тоже не веселая. В конце жилой части свернули влево и почти сразу попали в населенный пункт Мокрое - дачный поселок, такой же угрюмый как и город Оболенск. Особенно поразила проходящая по центру поселка автомобильная колея, забитая то ли тряпками, то ли кусками рубироида... Тут мы немного заплутали - завороженные рубироидной дорогой, на заметили нужный поворот в Дернополье и уперлись на километр в какое-то болото по направлению к Акулово... Когда вода поднялась выше щиколотки, почувствовали подвох и вернулись в Мокрое, поспрашивали угрюмых дачников и выбрались огородами на нужную дорогу. А ехать оказалось всего-то 300 метров лесом и мы в Дернополье. Дальше все очевидно. Дернополье - Злобино - асфальт. По асфальту на север, пересекли Большое кольцо, почти сразу, не въезжая в Тверитино, свернули вправо, дальше по кромке леса и вниз через лес к Наре. С ходу встать у Нары оказалось негде, дорога идет по приполку метрах в пяти выше воды, а к воде спускается крутой берег, почти обрыв, заросший крапивой, ивой и прочей ботвой.
Где-то через полкилометра нашли спуск к реке, у воды обнаружилась маленькая площадочка, сырая, грязная и скользкая (глина), но с лавочкой и столом.



Силы были на исходе, поэтому вставать решили тут. Дождь наконец-то кончился, Аня запалила костерчик от комаров, развели пюре, вскрыли тушенку - жизнь явно налаживалась... Засыпали, как всегда, под соловьиные трели.

9 июня, день четвертый (река Нара/пос. Тверитино - пос. Липицы, 28 км)

Утром благодать - как будто и не было вчерашего дождя... Доели на завтрак последние припасы...



... , упаковались и потащили велы через Тверитино вверх, на дорогу.
Дальнейший путь незамысловат и без приключений - асфальтом до Серпухова, в Серпухове через Нару по дальнему мосту, подъем по городу вверх, до поворота на Борисовское шоссе, немного мороженного на рынке...



... , непосредственно шоссе, поворот на Лужки, мост через Оку, после моста - по бетонке вдоль трассы до родных Липиц. Финиш и безоговорочная победа!



В начало