Волома - 2002 / Дневник
Заглавная | Походы | Дневник | Team-2002 | Фотоальбом | Схема маршрута

Волома-2002 / Дневник
- 30.07.02 – 16.08.02 -


Пн. Вт. Ср. Чт. Пт. Сб. Вс.
29.07.02 30.07.02 31.07.02 01.08.02 02.08.02 03.08.02 04.08.02
05.08.02 06.08.02 07.08.02 08.08.02 09.08.02 10.08.02 11.08.02
12.08.02 13.08.02 14.08.02 15.08.02 16.08.02 17.08.02 18.08.02

Пролог

Выбор маршрута давался непросто, до тех пор, пока некоторые действующие лица не просуммировали свои пожелания. Адмирал ничего не хотел слышать о больших озерах, так как вусмерть наломался в 2001 на Гимольском озере (Суна), поэтому предполагаемый маршрут по Воньге пришлось отменить. К той же Воньге не лежала душа и у меня, так как по всем отзывам речка засижена турьем до безобразия, а хотелось чего-нибудь более безлюдного и нетронутого. Помимо всего прочего нас с Аней чудовищно утомил матрасный маршрут по уже упомянутой Суне (по ее верховьям), и по нашим представлениям речка должна была быть более спортивной, но все-таки проходимой на байдарке (в этом сезоне намечался тест-драйв свежекупленной ослепительно-желтой "Свири-Н"). Предполагаемому участнику Шурику хотелось страшных порогов немерянной категории сложности, а Андрей (также участник заплыва по Суне) целиком и полностью полагался на выбор остальных и своих пожеланий не высказывал.

В итоге нами с Аней была предложена... Волома. Трое человек из предполагаемой команды (Я, Аня и Шурик) уже были на речке в 2000 году, и вполне имели о ней представление. Правда я и Шурик в тот раз сплавлялись на кате-двушке, что , как показал сезон-2002, составило у нас весьма неверное мнение о ее проходимости на байдарках.

В процессе подготовки произошли некоторые перетасовки с командой. Прошлогодний Адмирал отказался идти по состоянию здоровья, родители Андрея по каким-то прочим причинам, Шурик (с девушкой) откололся из-за отказа ему в отпуске, а новому Адмиралу и Андрею не хватало матросов. В итоге матросы были найдены - молодая пара, знакомые Андрея еще со школы, новички в водном туризме. Таким образом вместо предполагаемых пяти у нас оказалось три экипажа.

Итак - отправка из Москвы в ночь с 30 на 31 июля, времени на маршрут 15 дней, билеты куплены, карты и раскладки напечатаны и розданы, продукты запасены...

30.07.02 (вторник). Сборы и доставка на вокзал

Из панических сборов в памяти отложилось только то, что в процессе утряски вещей мы пришли к выводу о нехватке одного рюкзака немалого объема. Результатом этого стала пробежка до ближайшего рынка и покупка синего 110 литрового "Нормала" из оксфорда неземной красоты :)

А вот процесс доставки на вокзал я забуду не скоро. Накануне было решено забросить вещи до поезда не машине Шурика (вишневая девятка). Он и я выехали в направлении вокзала в половину десятого, а Аня с провожающими и сочувствующими отправилась на метро. И где-то на половине пути между Алтуфьево и Ленинградским вокзалом, машина после остановки на закупку сигарет не завелась. Я не буду описывать процесс реанимации чуда российского автомобилестроения, но отмечу, что не обошлось без неоднократных запусков машины с толкача на переполненном шоссе. В итоге на вокзале мы были в 23.30, когда все уже были убеждены, что живыми нас больше не увидят.

31.07.02 - 01.08.02 (среда-четверг). Москва-Петрозаводск-Мост

Погрузившись к часу ночи в поезд N112, мы строго по расписанию в 1:17 выехали в направлении Петрозаводска, до которого и добрались к 16:00. Сразу по факту разгрузки вещей была выделена делегация для закупки билетов на поезд Петрозаводск-Костомукша, купившая их без особых проблем на поезд N680 до Сонозера, отходящий в 19:20 (правда все места оказались верхними, но нас же это не пугает?). После такого свершения команда была распущена на разграбление города :) Помимо всего прочего, наши люди были замечены: на почте (звонили домой), на рынке, в спортивном магазине (Ермак за 210р - это нечто), в продмаге (за покупкой водки, колы и чипсов), в аптеке (искали разину для подпоясывания гидроштанов). А тем временем Адмирал заказал у местного бомжика на вокзале банку червей, выделив из бюджета 50р. К чести бомжика, черви были доставлены, правда в последний момент, уже при загрузке в поезд.

После успешной погрузки Адмирал незамедлительно приступил к разведке возможности высадки на мосту через Волому (между Пенингой и Сонозером). Проводница c круглыми глазами отослала нас к начальнику поезда. Начальник поезда, в свою очередь, посоветовал нам обратиться к диспетчеру на станции Суккозеро. При этом заверив, что проблем с диспетчером не будет...

Прибыв в Суккозеро в 3:30 (с опозданием в полчаса), состав простоял на станции минут сорок (в Суккозере производится смена бригады). За это время мы успели добыть у диспетчера листочек изменения маршрута для машиниста (бланк с желтой диагональной полосой), отнести этот листочек к машинисту, а также договориться с ним о точном месте нашего назначения, сохранив при этом припасенную на всякий случай в Петрозаводске бутылку Столового Вина №31 Смирнова.

01.08.02 (четверг). День 1. Первый ходовой

В целом машинист все сделал, как договорились, за исключением того, что остановил поезд не перед мостом, а на самом мосту :) На наше счастье, строители ж/д моста предусмотрели пешеходные дорожки двухметровой ширины по обе стороны полотна. В противном случае нам пришлось бы начать сплав непосредственно с подножки вагона... При выгрузке приключилась еще одна неприятность: Андрей очень непредусмотрительно положил упаковку байдарки напротив сливного отверстия сортира соседнего вагона, и какая-то сволочь не упустила возможности нас##ть на плавсредство.

Перед мостом спуск с насыпи направо (по ходу поезда из Петрозаводска), далее метров 100, через дорогу, до полянки на берегу реки. Там мы провозились со сборами с шести утра до половины второго, пропустив хорошую погоду, и сев в лодки уже под моросящим дождем.

Некоторое время спустя после торжественного отплытия березняк по берегам переходит в откровенное болото, появляются полупритопленные деревья и характерные для верховьев Воломы гаденькие мелкие шиверки. Совершенно неожиданно, примерно после получаса на воде, Андрей продирает лодку так, что приходится немедленно швартоваться к левому берегу для осмотра повреждения. Итог: здоровенная дыра по непроклеенному верхнему стрингеру, требующая штопки. Так как время к обеду, решено остановиться, залататься, а также перекусить. Отличительная черта этого места - изредка на болотистой низине (совершенно высохшей в этом году) встречаются небольшие каменные горушки весьма примечательного вида. По мнению Адмирала ближайшая горушка могла стать идеальным местом для обеда. Попытка развести костер едва не привела к глобальному пожару. Горушка-то была каменная, но сверху покрытая толстенным слоем сухого мха, который без раздумий вспыхнул аки порох, расходясь кругом вокруг кострища. Впрочем, не без помощи автора, бедствие было ликвидировано достаточно быстро, и обед было решено перенести вниз, поближе к воде ;)))

После скромного обеда, который проходил параллельно ремонту плавсредства, последовал двухчасовой переход по непрекращающимся шиверам (местами лодки приходилось просто протаскивать, прилагая немалые усилия), завершившийся недурственной стоянкой на правом берегу реки (река в этом месте совершает S-образный маневр).

Вечером Адмирал обновил Петрозаводских червей, но, увы, безуспешно. Хотя место по всем признакам рыбное.

02.08.02 (пятница). День 2. Второй ходовой

Утренние сборы протекали крайне вяло, чередуясь с решением проблем укладки вещей, рыбной ловлей (снова безуспешной), фотографированием и бесцельным шатанием по окрестностям. В итоге выход состоялся часа в два дня (что впоследствии стал традицией).

Где-то полтора часа мы шли по плесу, усугубленному завалами (видимо последствия весеннего половодья). Затем последовало препятствие посерьезнее предыдущих: мелководный многоступенчатый порог, протяженностью около двух километров. На этом пороге мы приятно провели три часа (весь порог - непрерывная проводка лодок). После него небольшой плес, и в его конце островок. Проход справа завален деревьями, проход слева - начало еще одного порожка, на сей раз покороче.

Далее снова плес, упирающийся в непроходимый мост (минимальный просвет между мостом и водой, к тому же непосредственно под мостом начинается бурный порожек). В принципе его можно было бы и обнести, но и в 2000, и в этом году мы подошли к мосту вечером. В прошлый раз мы стояли на дороге, справа от моста. На сей раз нам удалось встать слева, на вполне обустроенном месте. Ближе к ночи над нашим лагерем настойчиво летал пожарный вертолет... А когда совсем стемнело, замельтешили летучие мыши. Однако тут людно...

03.08.02 (суббота). День 3. Третий ходовой

С утра погода не заладилась. Во время завтрака хмурилось, когда начали собираться заморосило, а уже когда мы потащили лодки и гермы через дорогу, зарядило как следует.

Около полудня, с другой стороны дороги к мосту подкатил мотоцикл с местными, которых мы поначалу сослепу приняли за туристов. Мотоцикл десантировал на мост рыбака, который принялся шляться в непосредственной близости от лагеря, выискивая место для заброса, и при этом упорно не хотел здороваться :) Когда мы его все-таки разговорили, рыбак посетовал, что рыба в этом году не радует.

Почти сразу за мостом начинается небольшая шивера, первая из четырех, за которыми мы уперлись в очень серьезный порог (по некоторым оценкам - 3 к.с.). Начало - три неслабых слива на правом повороте, после которых порог плавно переходит в широкую шиверу. Шивера по нынешней невысокой воде больше похожа на веер ручьев между камнями, и требует проводки (или проноски) лодок.

Осматривали по правому берегу, причем во многих местах можно пройти прямо по камням, не углубляясь в лес. Смотрели мы на все эти валы наверное час, и никак не решались идти. В итоге Таймени пошли без матросов, а Свирь (оберегаемую и холимую) спустили по сливам на веревочке :) Сливы были пройдены всеми без особых проблем, а вот внизу пришлось поколупаться...

Когда впечатления улеглись, двинулись дальше. Сразу за порогом - шиверка, за шиверой окончание тропы осмотра по правому берегу. Потом последовал плес на полтора-два часа, весь в завалах. И вот, наконец, мы выходим в Сонозеро. У противоположного входу в озеро берега виднеются два огромных камня. На первый взгляд, расстояние до них одинаково. Но это ошибочное впечатление. Левый камень на самом деле находится довольно далеко от суши, а вот правый - всего метрах в двадцати. Чуть правее от него - замечательная стоянка.

Двигаться по озеру нужно очень аккуратно, так как даже в его середине мы черпали веслами песок со дна. А по мере приближения к стоянке в воде появляются камни, причем подойти к берегу, ни разу не приложившись о какой-нибудь валун, практически невозможно. С трудом разгибая затекшие ноги, вылезаем на берег, разгружаемся и осматриваем лодки. Да... Досталось Тайменям сегодня изрядно. На Свири обошлось без повреждений, но я заметил, что проклейка по кормовому штевню немного не совпадает с самим штевнем. Надо бы завтра, на дневке собрать лодку еще раз, на сей раз более внимательно.

После ужина адмирал собрал снасть и отплыл порыбачить в заросшую часть озера (влево вдоль берега). И вернулся с полным садком мелкого окуня и плотвы. По его словам рыба не дает поплавку даже встать, хватает на лету. Короче, по всем признакам рыбное озеро, в 2000 году первую рыбу мы поймали здесь же.

04.08.02 (воскресенье). День 4. Дневка на Сонозере

Первая дневка!!! Подъем для белых людей - в 10:00, для дежурных - в 9:00. На практике - еще плюс час для всех :) Погода... приемлемая, дождя нет, от сохнущих тряпок лагерь становится похож на цыганский табор.

После завтрака все разбредаются по своим делам. Я перебрал лодку, и выяснил, что смещение проклейки - не погрешности сборки, а фича шкуры. Хорошо, что хоть не на носу... Вправо по берегу видны следы пожара (в 2000 году их там еще не было). Выгорела полоса метров в сто вдоль воды и метров двадцати в глубь материка. Дальнейшему распространению огня по-видимому помешало болото.

Ближе к вечеру я собрал-таки свой спиннинг и одолжив у Адмирала лодку (свою было лень накачивать) поплавал по озеру, потренировался в забросе. Ничего не поймал, конечно, зато в совершенстве отработал зацеп-отцеп блесны в одиночку :))) По пути обратно заплыл через заросли к выходу из озера, разведал завтрашний маршрут. Растительность настолько густая, что грести практически невозможно, гораздо удобнее отталкиваться веслами от дна. В плане глубины лучше идти прижимаясь к левому берегу (там, где заросли пореже), так по крайней мере лодка скребется брюхом по дну, но намертво не садится.

05.08.02 (понедельник). День 5. Четвертый ходовой. оз. Сонозеро - оз. Шуонъярви

Экипаж Свири, как всегда упаковался быстрее всех, и пока счастливые обладатели Тайменей таскали свои гермы, мы решили немного пофоткаться около любимого камня. Собственно я в лодке рассекал вокруг объекта поклонения, принимая выгодные положения, а Аня все эти безобразия фиксировала. В процессе рассекания было отмечено по отложениям на камне, что уровень воды в этом году примерно на полметра ниже уровня в аналогичное время года в 2000. Конечно, мы об этом начали подозревать немного раньше, но таких веских доказательств еще не было.

Пошли вдоль левого берега, по разведанному на дневке форвартеру. Вход в реку за зарослями сразу начинается шиверой. Всего их три, через небольшие промежутки. Через какое-то время река упирается в ламбину, но нам туда не надо. Не входя в озерцо, поворачиваем налево. Далее более-менее спокойный участок реки, с редкими завалами, после которого мелкий порог, который в 2000 году был завален деревьями. В этом году все мешающие проходу деревья опилили. Порог осматривается с камней по правому берегу. Проход - до середины слева, потом вправо, на выходе практически непроходимая вплавь гребенка, приходится проводить. Экипаж Свири, по традиции доплыл до первого камня, и затем провел практически весь порог до конца. Таймени же шли вплавь, и , как итог, Адмирал вусмерть погнул одну лопасть (половинки слева и справа от цевья просто сложились, практически касаясь друг друга). После пары поворотов и шиверки река впадает в озеро Пертиярви.

Красивое озеро с высокими берегами, но нам нужно идти дальше. По озеру проплываем вдоль левого берега, до поворота налево. Хороший ориентир - прямо по курсу домик, похожий на сортир :) Сразу на повороте - камни в непосредственной близи от поверхности воды, идти надо крайне осторожно. За поворотом разлив, тут снова нужно держаться левого берега, вход в реку - опять налево. До озера Шуонъярви остается один порог, выходящий непосредственно в озеро. Заход слева, потом по струе резко направо, там мощный (для Воломы) слив. В этом сливе Адмирал выловил единственную на реке щуку, весьма недурственных размеров.

Само озеро Шуонъярви - не самое красивое на Воломе (по большей части лысые берега). К тому же в самых неожиданных местах, далеко от берега встречаются коварные подводные камни.

Пошли направо, вдоль берега, добрались до залива, ведущего дальше в реку (см. карту), пересекли его, прошли еще немного по направлению к реке, и встали на обжитой стоянке на возвышении (отличительный признак - большой камень наверху, его хорошо видно с воды). Хорошее место с точки зрения отсутствия насекомых - их просто сдувает на такой высоте, с другой стороны, тот же ветер мешает развести огонь. К тому же берег - камни, и сразу значительная глубина - приходится изгаляться с погрузкой-разгрузкой лодок.

Случилось горе! У меня расползлись на заднице гидроштаны! Третий сезон стал для них решающим :( Но мы не сдались, и предприняли героическую попытку заклейки, которая продлилась до полуночи и закончилась полным триумфом человеческого гения. В дальнейшем заплатка потихонечку отклеивалась, но герметичности не потеряла до конца похода.

06.08.02 (вторник). День 6. Пятый ходовой. Смерть лодкам!!!

Как обычно, собирались как черепахи. И наконец-то поплатились. Часа в два дня, когда шел процесс загрузки герм в лодки, мимо нас в направлении реки прошла команда на Тайменях из Твери. Подивились на Свирь:

- А что это у вас такое красивое желтенькое?
- Лодка!
- Да ты шо?!
- :)))

Вообщем дали мы им форы еще на 45 минут...
Сразу после входа в реку несколько шивер. Потом река выходит в небольшое безымянное озерцо. Выход из озера - прямо, лучше придерживаться левого берега. На реке далее следует шивера, перегороженная подтопленным бревном, коротенький плес, и длинный многоступенчатый порог километра на три (?), с двумя мощными сливами. В начале порога - стоянка, после порога - болото. Дальше минут двадцать по спокойной воде (с завалами) до небольшой ламбины. На ламбине с воды видно два стоянки.

При виде стоянок у некоторых несознательных товарищей :) проснулись чувства усталости и голода. И это при том, что до намеченной точки мы не прошли и половины! Вообщем, после осмотра стоянок был вынесен вердикт об их непригодности, и под ворчание все тех же лиц мы двинулись дальше. Сразу за озером - шивера, по берегам горелый лес. Заход и выход - непроходимая мелкотня, в середине хороший слив. Еще десять минут плеса - и еще одна шивера, на левом повороте. Начинается с завала бревен на левом берегу, уже на входе мелко настолько, что вплавь не пройти. На повороте русло бьется на два: проход слева. Ужасное место: то глубоко - наверное по шею, то мелко - по щиколотку. После шиверы еще некоторое время идут несерьезные быстрины, проблем не представляющие.

Через двадцать минут интенсивной гребли по спокойной воде на левом берегу изба, после нее четыре переката и мост. В получасе хода от этого места второй мост, непосредственно перед ним справа в Волому впадает значительный приток Талвиесдеги. После притока река становится заметно полноводнее.

Еще через час по относительно спокойной воде на возвышении правого берега присутствует неплохая стоянка. Увы, в нашем случае она оказалась занята шустрыми тверчанами. Мы так на нее рассчитывали, уходя с ламбины! А за поворотом после стоянки уже шумит добрый порог...

Зашли примерно по центру, дальше струя потянула направо (а по другому и не пройти - струя журчит по единственно проходимым в плане глубины местам). Через несколько десятков метров под правым берегом - мощный слив уникальной конфигурации. Очень похоже на котел - вода сливается в одну точку с трех сторон по полукругу (если смотреть сверху) радиусом примерно в метр. А внизу, в двух метрах за сливом, прямо в струе огромный каменюка. От камня надо уходить влево. Зайти в котел можно только слева (в этом году), и если идти вплавь, то от камня внизу увернуться просто невозможно :( Короче, только проводкой.

О-о-о!!! Проводка в таком потоке, это просто песня! Во-первых непосредственно перед сливом есть очень глубокие провалы, и после слива тоже не мелко. Во-вторых лодку нужно постоянно направлять руками, следовательно приходится лезть в самый слив с ней в обнимку. И тут главное держаться за байдарку крепче, а то учитывая немалую глубину внизу, можно просто в какой-то момент окунуться с головой. Собственно в какой-то момент становится непонятно - держишь ли ты лодку, или держишься за нее :))) За порогом на левом берегу чего-то типа стоянки на болоте. На первый взгляд не совсем пригодно для ночевки. Поэтому, дав волю эмоциям, гребем дальше. А дальше совсем не далеко. Примерно в километре по плесу река поворачивает налево градусов на 120 (хороший признак - приток справа). На правом берегу непосредственно перед поворотом небольшое возвышение в глубине материка, между ним и рекой сырая низинка метров десяти шириной. Возвышение на первый взгляд совершенно неприметное, тем не менее наверху совершенно дивное ровное место для лагеря (мы приметили это место еще в 2000 году).

В этом году низинка практически полностью высохла, что значительно облегчило нам выгрузку. Перетаскали вещи наверх, вытащили лодки, осмотрели. Свирь отделалась: задиром до корда по первому шпангоуту, сквозным проколом по третьему, страшными бороздами по всем леям и всеобщей потертостью брюха. Таймень Андрея получил несколько дыр между стрингерами, задиры по непроклеенным верхним стрингерам и ужасную дыру по привалу, до железа, длинной сантиметров пятнадцать. Где они умудрились получить, до сих пор загадка.

Таймень Адмирала представлял собой Жуткое Зрелище!!! Длинная дыра до железа по заднему штевню через толстый слой лей, хирургический поперечный порез под кильсоном (о вогнутую вниз перемычку кильсона изнутри), повсеместно стертые до шкуры леи, а местами и шкура, содранная вместе с леями до своего корда, несколько дыр между стрингерами... Короче, по общему признанию - не жилец.

Перед командой возникла реальная необходимость клеиться. Но сил ни на что, кроме как поставить палатки, пожрать и завалится спать не осталось...

07.08.02 (среда). День 7. Вынужденная дневка на реке. Зализывание ран...

С утра серьезно захолодало, нахмурилось и не дожидаясь нашего завтрака разродилось дождем. Мы не дураки, сидим под тентом, кушаем кашку с ударной дозой сухофруктов, чаевничаем. Чем сильнее дождь, тем меньше хочется идти дальше. Кажется, все отлично понимают, что еще нужно клеиться, но не торопятся, так как понимают, что без дневки сегодня не обойтись. Завтрак окончен, все расползаются по углам. Дождь усиливается. Мы с Андреем изнемогаем от лени под тентом от лени... Дневка...

Тем временем Ира, не побоявшись дождя, совершает вылазки в лес за грибами. А грибы-то пошли! Причем с первого дня, по нарастающей, а сегодня просто полезли! Надеемся, что о конца маршрута не кончатся, так хочется привезти в Москву пару ведер присоленных.

Часа в четыре дождь наконец-то кончился. Ну вот, пора клеиться. Лодки заносятся на горку, вытираются, просушиваются. У Андрея с заклейкой проблем нет. А вот когда начинает клеиться Адмирал, мы понимаем, что резина на заплатки подходит в группе уже подходит к концу. Но адмирал подходит к деру остроумно. Так как леи у него наклеены с значительным смещением, протертости на них образовались не по центру, а ближе к краю. Он их отдирает и клеит с смещением в другую сторону :) Крайне остроумно! Ну а на дырки вне лей резины все-таки хватило. Свирь клеится в первый раз, да и в первый раз вообще мной клеится ПВХ-шная шкура. Применяем клей "Уран". Все по инструкции - намазать на две минуты, плотно прижать, сушить десять часов. Забегая вперед, скажу, что заклеился я удачно, и не смотря на все последующие пороги (не самые простые), заплатки дожили до последнего дня и благополучно уехали вместе со шкурой в Москву.

Тем временем Иван ведет себя крайне подозрительно. Внимательно рассматривает карты, интересуется про ближайшие населенные пункты, про дороги, мимо которых мы будем проплывать. Есть подозрение, что он хочет сойти с маршрута...

Когда стемнело, рыбаки выловили чуднУю рыбку, опознанную как язь. Впоследствии, по причине его уникальности в тот вечер, язь был отпущен :)

08.08.02 (четверг). День 8. Шестой ходовой

Утром погода снова не радует. Холодина, обложная хмарь, а во время завтрака снова зарядил дождь. И как посмотришь на небо, кажется, что конца этому дождю не будет...

Из-за дождя сборы весьма затянулись: все гермы были упакованы и сложены под тентом, и народ ожидал подходящего момента для загрузки лодок. И дождались. Часа в два мимо нас неспешно прошла гигантская команда на разнокалиберных катах: от головного шестиместного дредноута (непонятно, как он вообще в верховьях сумел протиснуться), и заканчивая каким-то двухместным недоразумением, с жутко задранными вверх носками колбас, и с экипажем, гребущим стоя. Экипаж напрягался как мог, но кат никак не хотел плыть прямо и выделывал на воде немыслимые кренделя :) Это зрелище нас немало позабавило, и мы дружно нарекли героев-катамаранщиков "наколбасниками" (впоследствии мы неоднократно пересекались с этой командой, и каждый зрелище гребущих стоя наколбасников вызывало у нас нездоровый смех).

Вышли в 14:40. Сразу за правым поворотом трехступенчатый порог (ступени разделены небольшими разливчиками, метров по 50 длиной). Матросы обошли все ступени справа. Порог без значительных сливов, мелкий, но пройти не замочив ноги вполне реально. В первую ступень сунулись Таймени, Свирь замыкала. А в последующие экипаж Свири, убедившийся в неубиваемости ПВХ, ломанулся первым. Нам на удивление, последняя ступень вообще была пройдена без единого удара о камни. Однако, мастерство растет :)

После порога плес, довольно длинный, берега совсем низкие, заболоченные. Следующий порог, мелкий, обходится традиционно по правому берегу. Во второй ступени гребенка каменей, вплавь не проходится. На выходе надо идти справа, Адмирал же полез слева и посадил под кильсоном немаленькую дыру. А отчерпываться нечем - кружка утром утонула при помывке. Пришлось заткнуть тряпкой - засунули ее под кильсон, так хорошо получилось! Вода вообще перестала прибывать :) Через полтора километра совсем невразумительная шивера, на ней на возвышении правого берега отличная стоянка. Там обедают наколбасники , и нет им числа! Берег пестрит от катамаранов. Пообщались, пошли дальше. Через километр очередной порог-недоразумение, настолько мелкий, что лодки пришлось буквально тащить на себе. А еще в километре хода - озеро малое Куранъярви. Замечательное озеро, с песчаными пляжами, с высокими берегами, с густым лесом, с отличными стоянками. Но у нас на сегодня намечено пройти дальше. По озеру налево, потом вдоль левого берега направо. Выход в реку не очевиден.

Почти сразу двухступенчатый порог (или два порога с небольшим разливом между ними). Первая ступень - просто несет по струе, без коварных камней, в конце хороший слив. Осмотр справа, продираясь через лес. Вторая ступень - три мощных (для Воломы) слива, в низу насыпано камней и очень мелко. В первый слив вход под левым берегом, во второй - под правым. Соответственно, дабы успешно войти во второй, надо на сравнотельно небольшом участке успеть совершить S-образный маневр. В третий сливе проход также ближе к правому берегу.

Осмотр справа, не заходя в дебри, прямо с камней. На осмотр и прохождение мы потратили часа два, не меньше. Экипаж Свири сразу решил спустить лодку на веревке по сливам, а дальше провести руками. Таймени решили идти вплавь, без матросов. Капитаны явно нервничали, Адмирал судорожно курил одну папироску за другой...

Зрители в предвкушении незабываемого зрелища расположились у последнего слива и взвели фотоаппараты. Андрей пошел первым, и не оправдал ожиданий кровожадных наблюдателей, благополучно свалившись со всех сливов, и немного подсев на камень только в самом низу.

Адмиралу повезло меньше. Успешно пройдя первые два слива, он со всей дури въехал носом на камень перед третьм, совершил разворот на 180 градусов, и зашел в третий уже кормой, при этом чуть не кильнулся, сев на камень уже в самом сливе. Так кормой до конца порога и доплыл...

За парой поворотов после порога - мост, за ним простая шивера. Проход по центру, справа завал, слева мелкотня, усугубленная бревном. Еще за парой поворотов (наконец-то!!!) озеро Куранъярви. На часах 20:00.

К тому времени, как мы вошли в озеро, погода значительно улучшилась, если не потеплело, то по крайней мере рассосались тучи. Прямо перед нами возвышалась освещенная солнцем гора Нестерова. Величественное зрелище! Направо от входа - дивный песчаный пляж, там мы стояли в 2000 году. Но кроме песка там ничего хорошего не предвидится: низкий берег, бескрайняя вырубка и ТУЧИ МОШКИ. Есть стоянка гораздо лучше - чуть вправо от входа, через все озеро, на острове под самой горой. С воды видно песчаный обрывистый берег, который из года в год все больше осыпается, обнажая корни большой сосны. Наверху большая ровная площадка. Судя по вытоптанной траве и куче банок из-под тушенки около кострища место очень популярно у туристов. Немного в стороне от лагеря, на песчаном склоне стоит полуразрушенная банька.

Во время торжественного ужина встал ребром вопрос: завтра дневка или ходовой день? Неплановую дневку мы уже устроили, и в условиях крайне ограниченного времени делать сейчас еще одну нежелательно. С другой стороны, если завтра состоится хорошая погода (а по всем признакам так оно и будет), то неплохо было бы хотя бы помыться (первый раз на маршруте), немного позагорать, наконец-то поесть блинчиков со сгущенкой, а также совершить восхождение на гору Нестерова, одну из главных достопримечательностей маршрута. Так как думать после ужина лень - решение вопроса отложили на утро...

09.08.02 (пятница). День 9. Дневка на оз. Куранъярви

А с утра дивная погода! Еще прохладно, но небо абсолютно чистое, на озере туман необыкновенных конфигураций. Я было рыпнулся за фотоаппаратом, но вспомнил, что вчера убил на заряженной пленке последний кадр на закат :( А заряжать - лениво...

После завтрака у всех приподнятое настроение - сегодня дневка. Каждый определяет для себя план действий на день. Экипаж Свири к ужасу команды устраивает помывку. Солнечно, ветрено, прохладно. Озеро мелкое, и чтобы зайти хотя бы по пояс, в озеро нужно углубиться метров на пятьдесят. А там уже свежий ветерок! Покрываясь пупырышками оттираемся до блеска, и вприпрыжку бежим в лагерь - одеться в чистенькое :)

В то время, как мы мылись, на озере показалась знакомая команда на катах. Они чинно проследовали мимо нашего острова и скрылись из виду в направлении входа в реку. Траурную процессию дредноутов традиционно замыкали гребущие стоя наколбасники... Скоро команда разбрелась кто куда, а дежурные напрочь забыли про свои обязанности: Иван залез на сосну и не желал оттуда слезать, Ира пошла помогать ловить рыбу Адмиралу. Я и Андрей, чувствуя, что супа мы вовремя не получим, подъедали приныканные баранки и колбасу. Ну а Аня просто забила на все намеченные мероприятия и дрыхла в палатке без задних конечностей.

Вскоре такое положение дел столо надоедать. Надо было что-то делать, чтобы не помереть со скуки, и мы втроем: я, Андрей и Ира намылились слазить на гору Нестерова. Сказано - сделано, грузимся в Таймень, огибаем слева наш остров, пересекаем проливчик между островом и материком, и высаживаемся на небольшом песчаном пляжике. Затаскиваем лодку на берег, одеваем кроссовки, и - вперед (в смысле наверх)!

Первое время склон пологий, но приходится продираться через густое мелколесье. Потом полоса старой вырубки - пни и совсем чахлая поросль, причем вся земля усыпана старыми воронками для сбора смолы. Потом - круто вверх по заросшему мхом склону, иногда огибая отвесные скалы. По мере приближения к гребню уклон уменьшается, и начинается полноценный лес. Сам гребень имеет (там, где мы были) плоскую часть шириной метров в двадцать, за ней склон на обратную сторону. Еще с полчаса мы ковыляли по гребню в сторону вершины, попутно собирая грибы. А грибов там - немерянно! Есть из чего выбрать. А уж комарья и мошки... Такого количества кровососов я не видел не Воломе больше нигде. Помимо грибов набираем немного рябины. Зачем - пока не знаем, но больно уж красивая!

Выбравшись, наконец на подходящую площадку для съемки озера с горы, мы спустили последние пять кадров заряженной в Зенит Андрея пленки, и пустились в обратную дорогу... Всего на гору мы потратили часа три, и эти три часа были не самыми худшими на маршруте :)

По прибытии в лагере наконец-то оживление. Рыбаки вернулись, Аня проснулась, и даже Иван слез с дерева. Идут приготовления к ужину. На десерт у нас сегодня блины! Со сгущенкой и ягодами...

Иван наконец-то озвучил свое желание завтра сойти с маршрута, объясняя тем, что судя по нашему темпу хода, он явно не успевает на работу. Ну что, это его дело... Внимательно изучив карту, принимаем решение искать людей с машиной на Елозере, и с ними отправить Ивана с Ирой к какой-нибудь ж/д станции.

...А набранную рябину мы затолкали в бутылку со "Столичной". На черный день.

10.08.02 (суббота). День 10. Седьмой и последний ходовой. оз. Куранъярви - оз. Елозеро

Как уже было неоднократно сказано, выход ближе к трем часам дня стал для нас традицией. Сегодня мы не традициям не изменили и отчалили в 14:30. Дождь тоже не подкачал, и поливал нас усердно до полудня, а может и дольше. А потом... погода стала внезапно улучшаться. Подувший ветер разорвал сплошную пелену облаков, то тут, то там начали появляться фрагменты чистого неба. Очень кстати.

Отдав концы, двинулись направо, вдоль острова, а потом вдоль правого берега озера. Вход в реку - в самом конце залива. А сразу на входе порог. На выходе слив; в сливе надо придерживаться левого берега - по центру камень. После порога коротенький плес, за ним снова небольшой порог со сливом внизу. Проходится по ситуации. Таймень с Андреем и Иваном в сливе так расперло между камнями, что Андрею, дабы избежать оверкиля, пришлось выпасть через борт :) (благо погода позволяя). Дальше мелкая шивера. Последний порог в этой группе - двухступенчатый. Вторая ступень с мощным течением и коварными камнями в шахматном порядке. Причем ступень длинная, с правым поворотом, и, естественно, того что творится за поворотом от входа не видно. И еще - туда совершенно подло тянет течением. По крайней мере Андрея просто затянуло при попытке поманеврировать у входа :) Экипаж Свири, целиком и полностью на тот момент положившийся на дубовость ПВХ, зашел в ступень не глядя, и его пулей пронесло по всем камням. Не пропустили ни одного :)

За порогом на правом берегу стоянка с баней, левый берег - песчаный обрыв. Река на этом участке совсем мелкая, идти нужно крайне осторожно. После пары поворотов мы вывалились в озеро Лайгаярви. А по озеру на Таймене каталось какое-то обкуренное турье, явно не в себе. Оказалось - группа харьковчан на дневке :)

В озере держались правого берега. Пройдя мыс по левую руку (со стоянкой) повернули налево, прошли вдоль левого берега (обрывистый, песчаный, наверху вырубка), и вошли в реку. А река тут совсем тощая, сплошь камни торчат... И две шиверы: мелкие, противные.

За этой гадостью притаился новый мост. За мостом снова шивера. Тут нас догнала-таки гроза, преследовавшая нас от самого Куранъярви. Пришлось проводить лодки в ливень с световыми и звуковыми эффектами. Дальше река на некоторое время успокаивается, тем не менее оставаясь по-прежнему мелкой и каменистой. Берега поднимаются, а песок на обрывах краснеет... Дальше - старый мост.

На мост страшно смотреть. Кажется, сейчас подует ветерок - и он зашатается и рассыплется по бревнышкам. А прохода под ним вроде бы как и нет вовсе. На самом деле проход есть. К мосту надо подойти вдоль бревна, лежащего по левому берегу, дальше повернуть налево, пройти под стальным тросом с метками (куски желтой изоленты, наклеенные на трос аки сигнальные флажки), потихонечку проплыть под мостом впритирку к левому устою, стараясь не зацепить нависающего бревна, и по выходу из-под настила уйти вправо. Ощущение прикосновения к древности гарантированно. Есть подозрение, что весной 2003 года эту развалюху наконец-то снесет, и на реке может образоваться весьма неприятное препятствие...

После двухкилометрового плеса с серьезными завалами и покосами по берегам мы влились в Елозеро. Дальнейший наш план действий, как уже отмечалось, предусматривал поиски людей. Это оказалось несложно. Войдя в озеро, мы сразу услышали звуки работающей бензопилы, и, ведомые ими двинулись вправо. Почти сразу показался мыс, выдающийся в озеро влево. На мысу, немного правее его оконечности стоит домик типа сортира. Но это не сортир :) Это рыбацкая халупа жителя поселка Волома. С воды мы заметили около домика машину (белая пятерка), и устремились туда... Переговоры прошли весьма успешно. Местный заявил, что сегодня он уезжает домой, но завтра, часам к 10 или 11 или 12 приедет сюда снова, снимать сети. На обратном пути он согласен захватить наших беглецов. Окрыленные успехом, мы поплыли искать стоянку...

Пройдя направо от домика, обогнув мыс, мы уткнулись в большой остров. Наша старая стоянка 2000 года. Выгружались под сильным дождем и почти ураганным ветром. С трудом натянули тент, поставили палатки... Настроение поганое, ведь завтра нас убудет...

11.08.02 (воскресенье). День 11. Дневка на оз. Елозеро

Подъем для дежурных и для отбывающих объявлен на 8:00. Как обычно, с трудом преодолев завтрак, к 11:00 (!!!) собрали рюкзаки дезертиров (только их личные вещи и минимум еды, лодка осталась с нами), и ближе к 12:00 в спешке отплыли к месту погрузки в машину. Я и Аня остались в лагере собирать вещи и готовится к переходу. К тому времени на озере была замечена лодка (распашонка) с двумя гребцами, при более внимательном рассмотрении оказавшимися нашим доброжелателями с машиной. Короче, плавали они по озеру до половины второго (снимали сети), после чего скрылись за мысом в направлении своей избы.

Ближе к двум часам дня, преодолевая немыслимый ветер, на остров вернулись Адмирал и Андрей. Их хмурый вид не предвещал ничего хорошего...

Несмотря на все наши опасения, дезертиры были благополучно посажены в машину и отправлены за 200 рублей на станцию Сонозеро, находящуюся в непосредственной близости от поселка Волома. Хмурый вид наших компаньонов объяснялся иным. Адмирал оказался весьма пессимистически настроен насчет наших дальнейших преспектив путешествия вчетвером на трех лодках. В его словах была доля истины. Половина маршрута впереди (по расстоянию), пять серьезных переходов по болотистой речке с минимумом стоянок, пороги, которые в отличие от уже пройденных имеют свои названия (а это о чем-то говорит), и, главное, ограничение по времени, дефицит клея и заплаток - все складывалось не в нашу пользу.

Сниматься надо было отсюда. Надеяться на человека увезшего Ивана с Ирой не стоило. На озере он бывал только по выходным, и уехав сегодня, появиться только в пятницу или субботу. После недолгих раздумий было решено ловить машину на дороге, проходящей в непосредственной близости к воде, за нашим островом. Эта дорога - ответвление весьма оживленной (по словам человека, увезшего дезертиров) трассы пос. Маслозеро - пос. Волома. С нашего острова часто было слышно гул проходящих по дороге лесовозов, а когда стемнело, различался свет фар. Судя по всему дорогу от воды отделяет только один ряд деревьев.

После ужина Адмирал и Андрей организовали вылазку в район дороги, и вернулись с вполне конкретными данными о возможном месте погрузки в машину...

А совсем вечером на озеро ввалились знакомые нам группа из Харькова и команда наколбасников. Довольно долго они рыскали по озеру в поисках стоянок. В итоге Харьковчане встали за нашим островом, прямо на площадке, которую мы наметили для сборов, а наколбасники - на дикой стоянке прямо напротив нашего лагеря. Но даже обосновавшись, люди не успокоились, и плавали всю ночь друг другу в гости...

12.08.02 (понедельник). День 12. Опять дневка

Утро туманное, холод собачий. Тот факт, что маршрут позорно завершен на полпути, и на острове нам еще торчать еще дня два, совсем не способствует быстрому подъему на ноги и оперативному завтраку. А на противоположном берегу кипит жизнь. Наколбасники сворачиваются. Выходят в час, вслед за ними из-за острова выплывают Харьковчане. Делать нечего... Тоска...

После полудня я отвожу Аню на материк, собирать грибы. Два капитана вновь отправляются на разведку дороги и поиски машины (а также за грибами). В два часа я забрал с материка Аню с грибами. Уже резаными и почищенными :) А после прибытия оставшихся членов осиротевшей команды начинается таинство приготовления грибов.

Пока варились грибы, мимо нас в поисках стоянки на обед проплыл Т-2 с молодой парой. Путем переговоров мы выяснили что они: а) они не отбились от основной группы, а путешествуют вдвоем (!); б) идут от самой Пенинги через озеро Волома. Встали вне нашего поля зрения, пообедали за час, и ушли вперед. У меня ощущение, что мы только что проводили последнюю в этом году группу туристов на Воломе...

После обеда все снова разъезжаются. С теми же целями, что и в прошлый раз. А я снова остаюсь сторожить лагерь, на сей раз аж до восьми вечера. Тоска... Тоска. Тоска!!! Скука смертельная. В эти мгновения кажется, что лучше бы мы пошли дальше по реке...

В восемь часов я забираю Аню, снова с почищенными и нарезанными грибами, через некоторое время появляются разведчики. Из их доклада следует, что минут за двадцать неспешного хода они добрались до основной дороги (где якобы и происходит оживленное движение). Там они тормознули Запорожец, мило побеседовали с водилой, но, разумеется, никакой помощи от него ожидать не пришлось по причине конструктивных особенностей машины :))). Кроме этого разведчики упустили жигуль-четверку, и тщетно пытались тормознуть лесовоз, который их просто проигнорировал. Но все-таки это уже результат.

Вечером снова варка грибов, ужин - все как обычно, за исключением того, что нас теперь всего четверо, торопиться некуда, а разговоры у костра почему-то не клеятся... От скуки заваливаемся спать в 23 часа.

13.08.02 (вторник). День 13. Переход на материк

За завтраком материализуется гениальная мысль: перебраться на материк, на стоянку Харьковчан, с последующим волоком рюкзаков до основной дороги (по факту ловли машины). Под всеобщее одобрение начинаем работы по сворачиванию лагеря. На дворе наконец-то хорошая погода, и у команды наблюдается моральный подъем. Мы с Аней от балды сваливаем шмотки в лодки, по ходу дела дивясь на чудовищное количество оставшейся еды и водки, и выплывем первыми. После первого рейса оставляю Аню ставить палатку на новом месте, а сам возвращаюсь за второй и последней партией наших с ней вещей. Тем временем Адмирал и Андрей не торопятся...

На стоянке прекрасный песчаный пляж. В сочетании с хорошей погодой - отличный шанс искупаться перед дорогой домой. А окунувшись в воду - вылезать из нее уже не хочется :) В итоге на помывку и просто заплывы уходит весь следующий час. И только еще через час из-за мыса нашего острова наконец-то появляются наши соратники.

Бодро ставим лагерь, вместо обеда устраиваем перекус колбасой и баранками, и все снова разбегаются кто куда. Аня - дособирать последнее ведро грибов, Адмирал и Андрей - любой ценой поймать машину, по крайней мере лесовоз - на него основная надежда. А я снова один, загораю, сторожу лагерь, делаю записи в походном дневнике...

К ужину все собираются. Адмирал оглашает дурные весть: за все их время дежурства на дороге не проехало ни одной легковушки. Удалось наконец-то остановить лесовоз, но водитель сказал пренеприятную вещь - лесовоз возит дерево от озера в соседний лес, совсем недалеко отсюда. В населенные пункты они не заезжают вообще, и в ближайшее время не планируют. У команды растерянность: казавшийся таким реальным план эвакуации рассыпается на глазах...

После ужина мы с Адмиралом от безысходности совершаем заплыв по всему озеру, надеясь найти следы присутствия человека. Насчитали всего три избы, но, увы, они все пусты. Если даже они посещаются местными, то, как мы уже выяснили, только по выходным, а сейчас только вторник. Ни с чем плывем назад...

На завтра решено с утра идти на дорогу и сидеть там до победного конца. И если не словить сразу пустую машину, то хотя бы отправить человека на попутке в Волому, Маслозеро или другой населенный пункт за помощью...

14.08.02 (среда). День 14. Дневка. Отъезд к ст. Сонозеро

Мы с Адмиралом уходим на дорогу даже не позавтракав и встаем на посту около нового моста через Волому. А там сюрприз: знакомый нам лесовоз, доверху груженый сосной и березой. Его обитатели явно только что проснулись и завтракают. Поздоровались, уже как старые знакомые, выяснили, что их МАЗ вечером барахлил, а утром просто не завелся. От водителя с напарником почерпнули интересную информацию: якобы сегодня их должны посетить дважды. Сначала заправщик с цистерной солярки ("если в запой не уйдет, собака"), а потом начальник на девятке. Начальник возможно сможет нам помочь. Хорошо бы...

Через некоторое время послышался гул машин. Две девятки цвета мокрого асфальта. Московские номера.

- Такие не остановятся. - заметил водила МАЗа.

Они все-таки остановились. Еще бы! Сложно не остановиться, когда тебе перегораживают дорогу :) Но остановились ненадолго. Из вежливости спросили, какие у нас проблемы, сразу сослались на полную загруженность машин (в каждой машине действительно сидело по целой семье, хотя во второй одно свободное место все-таки было), и через пару минут поехали дальше. Москвичи, что с них взять...

Ближе к обеду я вернулся в лагерь, а Андрей пошел к Адмиралу мне на смену. С трудом проглотил ком сваренной с утра и давно превратившейся в резиноподобную массу манной каши и завалился спать... Проснулся от того, что по лагерю кто-то шумно ходил. Аня (а она тоже дрыхла без задних ног) полезла посмотреть, кто бы это мог быть, и, только выглянув наружу, настойчиво попросила меня последовать ее примеру. В лагере был Андрей, и его не по детски колбасило. Судя по всему, он накануне траванулся подмоченными конфетами (батончиками), и только сейчас отравление дало о себе знать...

Из рассказа Андрея следовало, что лесовоз починился и свалил, а Адмирал тормознул мотоцикл с коляской. Мотоциклист направлялся из Воломы на Елозеро по каким-то своим надобностям, планировал через час-другой ехать обратно по тому же пути, и в принципе был не прочь на обратном пути отвезти Адмирала в Волому, даже обещая помощь в поисках машины! На тот момент, когда Андрей покинул Адмирала, мотоциклист еще не вернулся.

Выслушав, я отправился навестить Адмирала. А он был все еще там... Еще через полчаса в облаке пыли подъехал мотоцикл и умчал Адмирала в Волому. Мне ничего не оставалось, как вернуться в лагерь с хорошими новостями.

Начались неспешные сборы... К пяти часам, когда на нашу стоянку внезапно въехала пятерка с прицепом, мы успели собрать только лодки, и только-только приступили в шмоткам. Однако при виде реальной машины упаднические настроения куда-то улетучились, и за следующие полчаса мы ударными темпами покидали вещи в рюкзаки, сняли палатки и загрузились в прицеп...

Уже в машине Адмирал поведал нам о своих приключениях :) Самое яркое из них - поездка на мотоцикле с ветерком, во время которой водила умудрился кувырнуть байк на повороте (обошлось без жертв). В деревне мотоциклист повез Адмирала к своему родственнику, и тот без проблем согласился доставить нас на станцию. Обратная дорога к Елозеру на жигуле оказалась гораздо скучнее поездки на мотоцикле :) Через полтора часа тряски на карельских кочках и ухабах мы вывалились из машины в непосредственной близости от платформы станции Сонозеро, рассчитались в водилой (500р), а также взяли его координаты на случай, если в последующем понадобится помощь в заброске и снятии с маршрута. Координаты таковы: Груздев, код 8-814-55, телефон 2-62-72.

Взяли билеты, поаккуратнее переупаковали рюкзаки... К одиннадцати загрузились в поезд и отъехали в направлении Петрозаводска.

15.08.02 (четверг). ст. Сонозеро-Петрозаводск-Москва

Поезд прибыл в Петрозаводск рано утром. А на Москву мы взяли билеты на вечер. Правда потом, когда билеты были уже куплены, выяснилось что есть поезд, отходящий в 11:00 и почему-то не заявленный в расписании. Но мы решили не связываться с обменом билетов, так как в Москву он прибудет в четыре утра, что не есть удобно, а также хотелось наконец-то без спешки прогуляться по Петрозаводску. Умылись в привокзальном туалете, распределили порядок прогулок и дежурств у вещей, перекусили чипсами с мороженным (чипсы!!!!! мороженное!!!!!), и в город! Первым делом мы с Аней навестили почту, позвонили домой, объяснили людям где и во сколько нас встречать. Потом наведались в книжный магазин, прикупили туристический атлас Карелии (двухкилометровка). А потом, заходя во все магазины подряд и поедая тоннами мороженное (мороженное!!!!!), двинулись в сторону набережной.

На набережной мы наконец-то своими собственными глазами увидели легендарную скульптурную композицию "Рыбаки" :), и не пропустили возможности запечатлеть ее на фотопленке. В итоге на набережную мы убили почти целую пленку, так как везти в Москву пустые кадры было бы просто неприлично.

Следующие несколько часов прошли в томительном ожидании поезда. Делать было абсолютно нечего, и все страдали полнейшей фигней. Я, например, устроил фотоохоту на помоечную чайку, пытаясь снять ее на мусорном баке. А так как из техники была доступна только мыльница (в высшей степени широкоугольная камера), возникла необходимость подобраться к баклану метров на пять. Как оказалось, совершенно бесполезное занятие...

Прибытие поезда откладывалось несколько раз, и в итоге, вместо семи часов вечера он подъехал ближе к десяти... Погрузились... Тронулись...

16.08.02 (пятница). Москва

Про дорогу в Москву рассказывать особо нечего, кроме того, что несколько часов на подъездах к столице мы ехали в дыму... А местами вдоль полотна сквозь дым пробивалось пламя. Удручающая картина...

Москва. Ленинградский вокзал. 13:00 (опоздание в час). Фанфары!!! Безумствующие родственники и знакомые!!! Счастливый финал.

Эпилог (печальный)

Сейчас, месяц спустя, когда эмоции улеглись, освободив место здравым рассуждениям, возникло чувство, что мы чего-то сделали не так. Наверное дело в выборе маршрута: река оказалась слишком неподходящей для наших компаньонов. Они, конечно, будучи людьми воспитанными, не высказывали вслух откровенной неприязни, но их поведение говорило само за себя... Адмирала и Андрея скорее всего достали обильные шкуродеры и необходимость часто лезть из лодки в ледяную воду. Иван просто не имел представления о тех лишениях, которые каждодневно приходится нести туристу-воднику, и видимо то, с чем он столкнулся в реальности, не имело ничего общего с его представлениями о нормальном отдыхе. Ира напротив, участвуя в водном походе впервые, не теряла присутствия духа в течение всего времени, и в конце призналась, что была бы не против остаться с нами, но... Увы, Иван принял твердое решение сойти, и ей ничего не оставалось, как с ним согласиться. Что касается меня с Аней, то мы, будучи на реке второй раз, знали на что идем и были морально готовы ко всем ее коварным препятствиям. У нас была наиболее подходящая к такой реке лодка, и мы были единственными в группе обладателями гидроштанов, что давало нам возможность комфортно себя чувствовать как в лодке, так и вне ее :)

Обидно, конечно, что из-за нехватки времени и людей пришлось сойти. Так хотелось покататься на Лазаревском пороге на байдарке. С другой стороны, за те несколько последних дней, которые мы стояли на одном месте, было набрано и приготовлено к транспортировке в Москву рекордное количество грибов и ягод. Разумеется, надумай мы продолжить маршрут по крайней мере до Венгигоры, на грибы времени уже не осталось бы. Так что... Нет худа без добра. А на Волому ниже Елозера мы когда-нибудь вернемся...

В начало