Лица:
Таймень №1: Александр Евгеньевич – Адмирал;
Таймень №1: Иван – бывший соратник Адмирала по работе, опытный человек;
Таймень №2: Андрей – бывалый водник, участник Суны-2001, Воломы-2002;
Таймень №2: Дима – новичок в водном туризме, знакомый знакомого Андрея;
Кат-двушка: Шурик – ветеран Воломы-2000, рыбак;
Кат-двушка: Алексей – новичок в водном туризме, сотрудник по работе;
жОлтая Свирь: Я - просто я;
жОлтая Свирь: Аня – молодой ветеран водного туризма.
Предпосылки:
…Пороги 3 кс., две недели с дневками, Белое море, народу поменьше. Выбор невелик. Кереть, Воньга, Кузема, Поньгома, Шуя. Почитал отчеты, лоции, Шилова. Элементарно, конечно Поньгома. Воньга слишком людна, Кузема по описаниям мелковата, Шуя – болотина, Кереть… Кереть как-то почему-то не хочется. А вот Поньгома – это хорошо. Топозеро? Нет, не надо. Значит с Поньгомозера, так попроще, без волоков. Ну и до моря дойти. Посмотреть на него, или при хорошей погоде до Куземы доплыть. Так. Заброска? Элементарно, поездом до Кеми или Куземы, там машиной, две-три тысячи. Дорого? Так нас восемь будет! Не наберем? Ну так набрали же …
Наблюдения:
27.07.03 воскресенье / Поезд
Москва, Ленинградский вокзал, душная летняя ночь. Удачное начало похода – поезд №112 подают к той платформе, у которой наша банда соорудила из рюкзаков, сумок и сумочек угрожающий курган. Подают нашим 17-м вагоном в сторону вокзала. Отправка по расписанию, в 1:17.
По мере восхода солнца поезд №112 превращается в духовку. Количество еды, припасенное в поезд, и опасения за ее сохранность при такой температуре заставляют людей непрерывно жевать. Обед, завтрак и ужин превращаются в соревнование: кто быстрее подсунет товарищам мясца, колбаски, сыра, яичек, картошечки, помидорчиков, огурчиков из
своих запасов. Все это заливается сверху непрерывно закупаемым на станциях и у проводников пивом и минералкой.
Петрозаводск. Люди вспоминают о благах цивилизации и достают свои мобильнички. Попытки дозвониться до водителей в Кеми ни к чему не приводят.
Прибытие поезда в Кемь обозначено в 2:30 ночи. Но к полуночи большая часть команды расползается спать. Не спит только трое – Я, Аня, Иван. Подъем в 1:00.
28.07.03 понедельник / Кемь - Поньгомозеро
1:00. Подъем откладывается до 1:30.
1:30. Мы это сделали. За полчаса до Кеми вещи прибраны, некоторое количество рюкзаков стоит в тамбуре, остальные просто спущены на нижние полки.
2:30 (или около того). Все хорошо, только… на наш вагон не хватило перрона. Выгружаемся на насыпь. Чуть дальше – еще одна группа.
Не проходит получаса после высадки из поезда, как кунг ГАЗ-66 подан прямо к платформе. Хозяин - Григорий (Кемь, 2-09-36), просит до Поньгомозера три тысячи. Мы рассчитывали на две, но и три вполне потянем. Грузимся.
Два с лишним часа в кунге по карельскому асфальту и грунтовкам. Наверное это самая экстремальная часть нашего похода.
5:00. Вот и озеро. Место сборов вытоптано, загажено, к тому же в нескольких метрах от нас стоит палатка-домик, и в ней кто-то ворочается. Явные признаки местных.
К 9:30 суда готовы. Как и в прошлом году, Свирь с первого раза собирается криво – в районе 4-5 шпангоутов лея не ложится на стрингер. Перебирать лень. Не раньше, чем на первой дневке. Завтракаем и завершаем сборы к 11 часам. Слева от нас, метрах в ста по берегу, стапеляется еще одна банда.
Выходим. Катамаран сразу отстает. В силу своей верткости, в руках неопытных гребцов он легко плывет в любую сторону, кроме нужной. С севера на нас двигается туча.
Поворачиваем направо, огибаем первый мыс, и… попадаем в ливень. Почти сразу за мысом песчаный пляж и стоянка. Высаживаемся. Надо по крайней мере переждать грозу. Или встать тут. Мы не торопимся. Встаем.
Еще полчаса - и дождь кончается. Туча, а за ней облака уходят, над нами синее небо. Ставим лагерь, и смываем с себя поездную грязь в чистейшем Поньгомозере. Погода располагает к купанию. После обеда совершаем несколько заплывов по озеру в сторону реки, но до реки никто не доходит - слишком далеко. Обращаем внимание на парус вдалеке. Парусный катамаран, явно не местный.
Первый закат на маршруте – повод потратить несколько кадров. А ночь неожиданно теплая. В спальнике спать совершенно невозможно.
29.07.04 вторник / Поньгомозеро - Номозеро
9:10 утра, выползаю из палатки. Ни завтрака, ни костра, ни дежурных… Беда. Итог: завтрак в 11:00. Но собираемся бодро, и выходим в 13:30, что почти рекорд для прошлогоднего похода.
Идем на восток, вдоль правого берега, от мыса до мыса. Озеро постепенно сужается, все больше напоминая широко разлившуюся реку. На полпути до реки экипаж ката совсем выдыхается. Адмиральский экипаж берет кат на буксир, но ничего хорошего из этого не выходит. Производится смена матросов: Иван садится на кат, а Алексей перемещается на его место в Таймень.
От стоянки до входа в реку полтора часа неспешной гребли. Непосредственно перед рекой весьма мелко, но пройти можно. Матросы возвращаются на свои исходные места. Далее сразу следуют:
Плотина_1 - 200м - Порог_1 (Iа, 50-70м)
За порогом у Шурика сходит вместе с блесной и поводком первая щука. Тут же на левом берегу отличная стоянка на высокой скале. Перекусываем. Далее через 15 минут:
Порог_2 (Iа, 50 м) - 100м - Порог_3 (Iа, 50м, мост) - 100м - Порог_4 (Iб, 100-150м) - 5мин - Порог_5 (Iб, 100м) - 10мин - Порог_6 (Iб, 200 м) - сразу - Порог_7 (Iб, 100 м)
Через 10 минут входим в Номозеро и натыкаемся на парусный (он же моторный) кат, отмеченный еще на Поньгомозере. Хозяин ката охотится на уток. Начинается ливень.
По описанию на озере три скалистых мыса по правому берегу, на каждом стоянка. Первая сразу напротив выхода из реки. Пристаем. Льет как из ведра. Пытаемся натянуть тент, получается с трудом… Осматриваем площадку. Не очень: камни, муравьи, лужи, рыбьи головы, дров нет совсем. Долго спорим, стоять или нет. Вскоре дождь заканчивается, рассаживаемся по лодкам. Идем на ю-в, ищем место. Три потенциальные стоянки по правому берегу еще хуже первой. Пятая занята. На шестой мы таки встаем. Очень опасное место для разгрузки: под водой с тридцатиградусным уклоном в глубину от берега уходит ровная и скользкая плита – можно съехать.
При разгрузке обращаю внимание на бьющий со дна лодки фонтан воды. То самое место, между 4 и 5 шпангоутом, не защищенное леей. Шкура прорезана под стрингером на 3см, словно бритвой . Надо клеится.
Около полуночи, завершив дела связанные с дежурством, понимаю, что c ремонтом опоздал – выпала роса, все кругом сырое. Клейка переносится на утро.
30.07.03 среда / Номозеро - озеро Кокорино - Вокшозеро
Подъем в 8:00. Как дежурный, обеспечиваю Ане огонь, воду, и иду клеится. Дыра 3 см, но лея не на месте на протяжении полуметра. Заплатка превращается во вторую лею. Паралельно клеятся Адмирал и Иван.
Выход сдвигается на 14:00. Просто на наш садок с окунями положил глаз местный зверек – выдра, или что-то подобное. Следующий час половина команды, притаившись недалеко от садка, активно фотографирует процесс пожирания рыбы.
Кат выходит первым, через полчаса - мы, следом все остальные. Торопимся, на пятки наступает конкурирующая команда - армада катамаранов с парусным флагманом.
Вход в реку в правом ю-в заливе озера. На реке нас встречают:
Плотина_2 - 50м - Порог_8 (Iа, 50 м) - 200м - Порог_9 (Iб, 250 м)
Через 10 мин выходим в озеро Кокорино. Идем сразу в левую часть озера, т.к. посещение деревни Кокорино не запланировано. Встаем на перекус на песчаном пляжике, почти в самом конце озера, напротив входа в реку. Забавное место – на дереве выцветшая табличка «Место для купания». Туристы? Может быть.
Купаемся, жуем колбасу. Тем временем в пределах прямой видимости появляется знакомая армада. Но в реку мы все-таки входим первыми, т.к. они вежливо уступают нам дорогу, ссылаясь на свою тихоходность. Погода портится.
После небольшого плеса (два незаметных переката) ламбина с неважной стоянкой. Вход в реку направо. Через 150 метров:
Порог _10 (Iб, 100 м) - 15мин - Порог_11 (Iа, 50 м)
Далее в течение 15 мин невнятные перекаты и острова. Затем крупный правый приток р. Кадиречка. Начинается мерзкий карельский дождь. Через 15 мин:
Порог_12 (Iа, 50 м) - 10мин (4 переката) - Порог_13 (Iб, 70 м) - 5мин (3 переката) - Порог_14 (Iб, 50 м) - 5мин - Порог_15 (Iб, 50 м) - 5мин - Порог _16 (Iа, 70 м, остров)
Через 5 минут выходим в Вокшозеро. Сразу на выходе на правом берегу стоянка – занята. Мы целим на самый большой остров, по описаниям на его западной части отличная стоянка. Важно не ошибиться. На западной части острова два залива с пляжами. Второй (северный) и есть искомая стоянка. Места достаточно, песок, сложена баня, живописные камни.
Погода поправляется. Купаемся в спасах, ужинаем, пьем водку. Завтра отдыхаем.
31.07.03 четверг / Дневка
Дневка. Спим до 11. Погода абсолютно курортная. Солнце, воздух 30 по Цельсию. Температура воды по ощущениям близка к температуре воздуха. Перманентное купание прерывается только на еду и ремонт лодок. Адмирал с Иваном серьезно зашивают и клеят нажитое за два перехода, мы с Аней и Андрей апгрейдим лодки, Алексей, Шурик и Дима ловят рыбу где-то вне острова.
Но, как выясняется, далеко за рыбой можно было не плавать. После ужина мы с Димой выуживаем две хороших щуки: он - с камня на пляже (на котором загорали, умывались и мыли посуду), я - чуть дальше в сторону соседнего залива. Это наши первые в жизни щуки и первые щуки на маршруте. Бывалые рыбаки дают уроки разделки.
Солнце зашло, но воздух остывать не собирается. В полночь купаюсь. Возвращается Андрей с окунями. Купаемся оба. Готовим рыбу к утренней жарке.
А падкий на приключения Иван уплывает обследовать озеро на предмет конкурирующих групп...
01.08.03 пятница / Вокшозеро - Падун
С утра на озере сильно дует, что ставит под сомнение целесообразность перехода. Тем не менее, собираемся и выходим в 13:00. Катамаран уходит на полчаса раньше остальных, как самое тихоходное судно.
Огибаем наш остров с северной стороны, проходим между островами помельче, и догоняем кат недалеко от сужения, разделяющего Вокшозеро на две части. Минуя сужение, следуем вдоль левого берега, до протоки в озеро Волина-Ламбина. Протока довольно широкая, но угнетающе мелкая - лодка непрерывно скребется то по камням, то по песку.
На левом берегу озера Волина-Ламбина, недалеко от выхода из реки оборудована стоянка гигантских размеров. С воды ее можно обнаружить по небольшой песчаной осыпи на берегу.
Встаем на перекус...
На выходе из озера совсем мелко. После озера широченная река, постепенно сужающаяся на протяжении полукилометра. Далее:
Порог_17 (IIа, 300м) - 3мин - Порог_18 (IIб, 400м) - 150м - Порог_19 (IIа, 50м)
Перед П19 на высоком правом берегу встала большая группа москвичей с катамаранами и байдарками. У одного из катов порвана левая колбаса, предстоит ремонт. От П19 и до трассы Москва-Мурманск по правому берегу ведет хорошая грунтовка. Через 100 м:
Порог_20 (Iб, 100м) - 5мин - Порог_21 (Iб, 200 м) - 100м - мост автотрассы Москва - Мурманск
После П21 Адмиральский Таймень начинает бодро идти ко дну. Причаливаем к правому берегу, частично разгружаем и переворачиваем пострадавшую лодку. Страшное зрелище. Оторванные и болтающиеся клочьями леи и старые заплатки, протертости до корда, порезы по стрингерам и кильсону. Причина всех бед - чужая гнилая шкура, к тому же криво сидящая на Адмиральских костях. Затыкаем дыры подручными средствами, лепим наружи пластырь, подкладываем изнутри обрезки пены. Ставим на воду: течет, но не фатально.
Через 6мин:
Порог_22 (Iб, 150м, ЛЭП) - 300м - Порог_23 ("Падун") (IIIа, 50м)
До и после Падуна две стоянки. Высаживаемся на первой - увы, она занята группой из Харькова. Зато вторая - наша. Осматриваем порог. Первое серьезное препятствие на реке - общий перепад около двух метров, два хороших слива, эффектная скала на правому берегу (и традиционная мерзкая шивера на выходе).
По тропе обноса, ведущей с первой стоянки на вторую, таскаем вещи на место будущего лагеря, и, не ставя палаток, устраиваем покатушки на катамаране. На байдарке проходит только Андрей - без вещей и в одиночку. Разумеется, развлечение посекундно документируется, как нами, так и соседями из Харькова. Фотопленка уходит километрами.
У Падуна нас снова настигает группа с парусно-моторным дредноутом. Прохождение порога в их исполнении - забавное зрелище: восьмиместный катамаран с трудом протискивается в первый слив и застревает там полулагом, одной колбасой еще наверху, второй уже в пене. Минут пять они раскачивают судно, отталкиваются конечностями и веслами, и в конце концов, под улюлюканье зрителей, неспешно снимаются с камней и уходят дальше вниз по реке.
Ужин в сумерках. Отбой в два часа ночи...
02.08.03 суббота / Падун - Большое Рогозеро
Подъем в 9.00, как положено. Пока завтракаем, через наш лагерь обносятся Харьковчане. Отплывают. Прощаемся уже как старые знакомые.
Некоторое время спустя команда делится на две группы по интересам: меньшинство в виде Адмирала клеит лодку, остальные чередуют помощь Адмиралу с катанием в Падуне. Сегодня день катаний на кате по одному.
К 14 часам клейка завершается. Тем временем к Падуну подходят москвичи, порвавшие вчера катамаран. К 16 часам они завершают покорение порога и снимаются с места. А в 17 часов наконец-то снимаемся и мы.
Через 10 мин:
Порог_24 ("Стол") (IIIб, 20-25 м)
Второе серьезное препятствие на реке. Общий перепад около двух метров. Проходится по ярко выраженной главной струе: заход чуть правее центра, после первого слива резкий уход налево, далее второй слив. У левого берега один слив через обливную плиту – удобное место для проводки. За порогом на левом берегу – удобная стоянка.
Порог проходят катамаран (сходу) и Андрей на разгруженном Таймене в одиночку. Остальные проводятся под левым берегом. Перекусываем здесь же, напротив слива, так как стоянка за порогом занята параллельно идущими с нами москвичами.
Через 5 мин:
Порог_25 ("Кособокий") (IIIа, 500 м) - 150м - Порог_26 (Iб, 150 м) - 200м - Порог_27 (Iа, 100 м)
Как гласит лоция, при низкой воде П25, П26 и 27 сливаются в одно единое безобразие длиной около 1,5 км (явно не наш случай).
В отличие от Стола и Падуна (также IIIкс), П25 смахивает на затяжную полноводную (местами) шиверу, с сюрпризом примерно на половине пути – узким косым сливом под правым берегом на левом повороте.
Кат как всегда проходит порог первым. Мы на Свири доплываем почти до слива, остальное проводим, практически не садясь в лодку до самого конца. Таймени поступают аналогично. Проводка после слива не обходится без приключения: в какой-то момент дно уходит из-под ног, и следующие метров пятьдесят мы преодолеваем болтаясь за бортом несущейся лодки.
От П27 начинается плес, по которому минут сорок (в компании комаров, мошки, мокреца и слепней) до Большого Рогозера.
Солнце садится. Мы стоим на входе в озеро и отчаянно спорим, где искать подходящее для ночевки место (стоянки северного берега заняты). Группа разделяется. Одна байдарка и кат остаются ждать хороших вестей, Адмирал уплывает на разведку в сторону острова (восток), мы с Аней уходим южнее, ориентируясь на едва заметный песчаный берег.
Через полчаса обе поисковые группы сходятся в единственно пригодном для стоянки месте – на неожиданно свободном шикарном пляже к югу от острова, отмеченного на карте как полуостров. Помимо роскошного песка, в наличии идеальные площадки под палатки, баня у воды, а также отсутствие проблем с дровами, так как метрах в пятидесяти от воды начинается вырубка.
Разводим костер, спасаясь от налетевшей мошки. Подплывают остальные. Ставим лагерь, готовим ужин. Через час мошка незаметно куда-то исчезает. Есть мысль устроить завтра дневку.
Поздно ночью нас снова настигают московские катамараны. Ставят лагерь на северной оконечности залива.
03.08.03 воскресенье / Дневка
Дневка. Весь день – купания, загорания и прочие проявления матрасничества. Погода пока способствует, хотя по всем признакам грядет скорое ухудшение. Адмирал и Андрей клеятся. Иван совсем скучает. Вечером случаются блины со сгущенкой. Под красный портвейн.
Ночью оставшаяся после блинов непочатая банка сгущенки выменивается Иваном у соседей на три банки пива по 0,5. Праздник жизни продолжается…
04.08.04 понедельник / Большое Рогозеро - стоянка на реке
Отчаливаем в начале второго. Облачно. Немного поплутав в заливах и траве, выходим в Малое Рогозеро. Низкие заболоченные берега, сплошь заросшие травой – неприятные места. Вход в реку за крупным островом.
Сразу:
Порог_28 (Iб, 100 м) - 15мин - перекат - 400м - перекат - 250м - Порог_29 (Iб, 150 м) - сразу - Порог_30 (Iб, 100 м) - сразу - Порог_30а (Iа, 100 м) - поворот – перекат
На высоком правом берегу стоянка с баней у самой воды. Перекусываем. Далее сразу:
Порог_31 (Iа, 100 м) - 15мин - Порог_32 (Iб, 100 м) - 5мин - перекат - 150м - Порог_33 (Iб, 150-200 м) - 150м - Порог_33а (Iб, 100 м) - 10мин (два переката) - Порог_34 (Iа, 100 м) - поворот вправо - Порог_35 (Iб, 150 м) - 150м - Порог_36 (Iб, 150 м) - сразу - Порог_37 (Iб, 100 м) - 30мин (два переката) - Порог_38 (Iб, 150 м) - 10мин – перекат – сразу - Порог_39 (Iа, 100 м)
Далее на высоком левом берегу хорошая стоянка.
По плану сегодня переход до Роман-порога, и лоция гласит, что перед ним – стоянка на высоком левом берегу, с тарзанкой. Похоже на нашу (вплоть до тарзанки), но сбившись со счета в шиверах, мы не можем быть в этом точно уверены.
Пока команда потихоньку разгружается, мы с Аней уходим вперед, дабы уточнить наше местоположение. Пять минут плеса, и очередная шивера. Увы, не Роман-порог.
Но стоянка все-таки хороша, а время уже 20.00. Выгружаемся. Много мошки, но это до первой рюмки водки. Сегодня мы ее заслужили.
05.08.03 вторник / стоянка на реке - Корней-порог
Пока собираемся, мимо нас в сторону Роман-порога проходит группа с каяком из Твери. Буря эмоций, первый каяк на реке!
Выход в 14.00. Катамаран уходит раньше других, сразу до Романа. Мы отплываем вторыми, доходим до шиверы (5 минут ходу), и тут… начинается ливень. Причаливаем, ждем остальных. Полчаса. Где были? Разумеется, пережидали дождь.
Порог_39а (Iб, 100м) - 5мин - Порог_40 (Iб, 150м, острова) - 15мин (два переката) - Порог_41 (Iб, 250м) - 10мин - Порог _42 ("Роман-порог") (IIIб, 450м, перепад - 5-7 м)
Как и было обещано, перед порогом на высоком левом берегу стоянка с баней и тарзанкой. От стоянки до входа в порог 250м. Стоянка занята тверчанами. Осмотр и обнос порога по левому берегу.
Заход – левее центра, затем резко вправо от ледолома, затем снова влево, под разрушенный мост, после моста можно попробывать зачалиться к левому берегу. Дальше – шиверное месиво, перемежаемое локальными сливами. На выходе – просто беда (по щиколотку).
Катамаран проходит Роман еще до прибытия байдарок. Вторыми идем мы. До зачаливания проходим гладко, после - пытаемся плыть, но в какой-то момент переходим на проводку.
Прохождение остальных экипажей мы не видим, но судя по всему у них без проводки тоже не обходится. Перекусываем тут же, на сырой поляне сразу после порога. Итого на Роман-порог: четыре часа .
К моменту окончания нашего перекуса, группа с каяком также завершает прохождение Романа. Отчаливаем параллельно двумя командами.
Далее через 5 минут:
Порог_43 (IIа, 300м) - перекаты - поворот направо - Порог_44 (IIа, 100м) - Порог_45 ("Корней-порог") (IIIа, 70м)
(кстати, на левом берегу перед П44 стоянка на высокой скале)
Корней-порог – самое впечатляющее препятствие на реке. Два мощных слива: перепад первого около метра, второго - ближе к двум. На выходе – традиционная шивера.
Чалимся перед порогом к правому берегу. Сразу отмечаем место для стоянки - сырое и мерзкое. Дальше по тропе (осмотра и обноса) вдоль порога можно дойти до второй площадки, более пригодной. Там и встаем.
Катамаран не разгружается, готовясь к прохождению порога. Одевают спасы, разгоняются, и благополучно застревают на краю первого слива. Кое-как сползают с плиты, и со свистом проносятся через второй слив. Перед выходной шиверой успевают развернуться и чалятся прямо к плитам напротив нашей стоянки. На байдарках никто повторять такой подвиг не собирается, поэтому лодки выгружаются и переносятся поближе к лагерю.
В процессе постановки лагеря выясняется, что найти место для четырех палаток весьма проблематично. Просторная на первый взгляд площадка имеет переменный уклон в сторону реки, утыкана камнями, корнями и, самое главное, равномерно усыпана разнобразным мусором, в особенности битым стеклом. Увы, стоянка стала жертвой популярности порога, ставшего причиной появления стоянки.
Ближе к 22 часам на первой стоянке встает группа неприветливых подростков на Тайменях с рулями (!!!). Почему-то называть их иначе, как "отморозки" и "панки (на байдарках)" нет никакого желания...
06.08.03 среда / Корней-порог - ж/д мост
Погода испортилась окончательно. Завтракаем и собираемся под дождем. Пропускаем вперед две группы: первыми проходят (обносятся) тверчане, после нее уходят "панки". Наш выход в 14.00.
Как и в прошлый раз, первым уходит кат, за ним мы. Перед первой шиверой мы встречаемся, и вместе под ливнем ждем остальных. Снова не меньше получаса. Далее:
Порог_46 (Iб, 300м) - поворот - Порог_47 (IIб, 350м) - сразу - Порог_48 (Iб, 100м) - 5мин - Порог_49 (Iа, 100м) - 15мин - правый приток р. Егут
Хочется отметить П47. На входе - простая шивера, за ней нежиданный слив (около метра), за сливом шивера помощнее. Мы с Аней после слива вылетаем на камень, лезем в воду снимать судно. Снимаем, меня тут же затягивает под лодку, у Ани вырывает из рук весло. К счастью, прошедший перед нами Андрей вылавливает весло за порогом, уже в слегка помятом состоянии.
П49 оказывается фатальными для Адмиральского Тайменя. Судно уходит под воду буквально на глазах, поэтому в аварийном порядке чалимся в первом пригодном месте - после пары поворотов, в болотине на левом берегу. Разводим костер, греемся, перекусываем, шьем и клеим многострадальную шкуру. Под дождем. Так проходят следующие два часа.
После впадения р. Егут (а точнее, после впадения Поньгомы в Егут), река становится раза в два шире, не прибавляя при этом в глубине. Плесовые участки перемежаются несложными шиверами и перекатами:
плес 30мин (3-4 переката) - Порог_50 (Iб, 70 м) - 200м - Порог_51 (Iа, 100 м) - сразу - Порог_52 (Iб, 1000 м) - 30мин - остатки моста мощные (бетонные кольца)
П52 - непрерывная цепочка из десятка шивер. Где-то в середине П52 на левом берегу стоят наши знакомые "панки".
К остаткам моста мы подходим к 18 часам. Следущие полчаса - плес, проходим две стоянки, занятые катамаранщиками и тверчанами. Таким образом, мы снова временно вырываемся в лидеры.
Далее сплошная череда порогов с нарастающей сложностью:
Порог_53 (IIа, 150м, остров) - 15мин - Порог_54 (IIа, 400 м) - сразу за левым поворотом - Порог_55 (Iб, 100 м) - 5мин (остров) - Порог_56 (IIа, 150 м) - 200м - Порог_57 ("Мостовой") (IIб, 500 м) - ЛЭП - 200м - ж/д мост
Эти пороги мы проходим при непрекращающемся дожде и сгущающихся сумерках. Последний - Мостовой, вообще проводим полностью на ощупь, так как уже практически не видно, куда плыть. Первая часть порога - серия сливов с плит по узкой мощной струе, с виражом на 90 градусов вправо, дальше поворот на 90 градусов налево и широченная мелкая шивера на несколько сотен метров проводки.
Время - 11 вечера, очки потеряли всякий смысл, будучи залитыми дождем. Наверное при нормальных погодных условиях учаток П53 - П57 стал бы одним из самых интересных на реке, но команде уже не до этого.
Нам везет. Метров через сто после выхода из порога экипаж катамарана чудом замечет тропу, поднимающуюся от воды наверх, и исчезающую в густых кустах. За этими кустами обнаруживается огромная площадка, по размерам напоминающая футбольное поле. Груды мусора и растерзаная шкура от Т3 не оставляют сомнений, что это популярная стоянка, на которой пережившие Мостовой Порог группы заканчивают маршрут. От площадки через покос в сторону моста уходит натоптанная дорога.
Ставим лагерь и ужинаем уже заполночь. Полностью измотанный за этот, без сомнения, самый тяжелый переход, организм встречает положенные 70 грамм водки как полулитровую бутылку.
Дежурным приказано рано не будить...
07.08.03 четверг / ж/д мост - дер. Поньгома
Мы дежурим. Встаем в 10, завтрак подаем в 11.30. Судя по настроению каманды раннего выхода можно не ждать.
Сушим вокруг костра вещи. Сушка плавно переходит в обед, к которому Шурик набирает в лесу грибов (первых и последних грибов на маршруте). Поле обеда снова сушимся - до 16 часов. За время время сушки и последующих сборов мы снова пропускаем вперед три группы - "панков", катамаранщиков и тверчан.
Выходим, страшно подумать, в 18.30. Препятствия начинаются сразу под мостом:
Порог_58 (IIа, 250-300м, под мостом железо) - 15мин - Порог_59 (Iа, 100м) - 5мин - Порог_60 (Iа, 100м) - cразу - Порог_61 (IIа, 200-250м, остров) - 20мин (перекат) - Порог_62 (Iа, 100 м) - сразу - Порог_63 (Iб, 100 м) - 5мин - Порог_64 (IIа, 150 м) - ЛЭП, мост - Порог_65 ("Морской") (IIа, 100 м) - перекаты - выход в Белое море. После моста по правому берегу деревня Поньгома.
За этот переход мы снова обгоняем москвичей и тверчан. У обоих команд аварийные стоянки - сразу за П58 и перед П59.
Медленно ползем под дождем через шиверы. Проводка, проводка, опять проводка... После этой мелкоты, П64 - просто сюрприз. Полноценный порог, с красивейшими скалами по берегам и сложной линией движения. За порогом налетает сильнейший порыв ветра, который не оставляет сомнений в невозможности выхода в море. Чалимся перед мостом, осмотриваем Морской порог. Красивое препятствие - два слива с общим перепадом 1.5 - 2 метра, зажатых в скалистых берегах. Дальше - шивера (куда же без нее).
Команда в растерянности. С одной стороны, выходить в море в такую погоду по крайней мере неразумно, с другой - стоять около деревни тоже не возникает никакого желания. Помимо этого, отведенное на поход время подходит к концу, и по крайней мере один участник не имеет ни одного дня в резерве. После длительного обсуждения принимается решение - вставать здесь, и уезжать на машине из Поньньгомы в Кузему (ж/д станция).
Подходящее место для лагеря находится достаточно быстро. Проплываем под мостом, и чалимся к каменным плитам на левом берегу. Отсюда по тропе метров сто (пересекаем наезженную автомобильную колею) до утоптанной, но достаточно чистой (позже мы узнали, почему) стоянки. Носим вещи, лодки, ставим лагерь. В полночь, под проливным дождем, усердные дежурные подают на стол полноценный обед-ужин.
08.08.03 пятница / последний день
Снова дождь, но вроде не такой сильный как вчера. Не дожидаясь завтрака, начинаем разбирать лодки. К обеду дождь усиливается, но это не мешает Адмиралу приготовить чудесный комбинированный харчо/гороховый суп на колбасе и сале.
Часам к четырем дождь наконец-то прекращается. Пользуясь этим случаем, идем на море. Там, наконец-то изводим последние кадры оставшихся пленок.
Вернувшись, узнаем, что за время нашего остутствия Адмирал совершил вылазку в деревню в поисках машины до Куземы. Результат положительный: в полночь к нашему лагерю должны подогнать Урал, который доставит нас прямо к вокзалу. За 1000р. Окрыленные успехом, начинем паковаться...
Вечером к нам заявляется местный товарищ, с убедительной просьбой мусора за собой на стоянке не оставлять.
09.08.03 суббота / дорога домой
Как и было условлено, в полночь подъезжает... нет, не Урал, а УАЗ-буханка. С другим водителем. По его словам тот, с кем мы договаривались, пьян в стельку. И поставлен в известность, что повезут нас другие. Непонятно, что это: забота о туристах или здоровая конкуренция? Как бы то ни было, грузимся, и без приключений доезжаем до Куземы.
Зал ождания переполнен. Две знакомые группы (харьковчане и москвичи) устроили из вокзала подобие цыганского табора. Свободен только небольшой пятачок перед кассой, остальная площадь равномерно усеяна рюкзаками и неподвижными телами их обладателей.
В 3 часа ночи открывается касса, берем билеты до Москвы. Поезд 181, прибытие в Кузему - 7.40 утра, стоянка - 2 минуты. Подают без существенных задержек. Радостное настроение портит только зараза-проводник, требующий 200 рублей с группы за превышение установленного веса багажа. Пусть подавится.
Петрозаводск. Стоянка 20 минут. Прогулка по городу откладывается, вприпрыжку бежим в привокзальный магазин за традиционной "Клюквой Онежской", пивом, газировкой, чипсами, мороженным и другими благами цивилизации...
10.08.03 воскресенье
Москва встречает нас солнцем и счастливыми родственниками. Групповое фото на память, недолгое прощание на перроне... Вот и все.
В начало