|
|
|
|
|
|
|
Таймень-2 (синий) Дмитрий Николаевич Якушин
| Таймень-2 (синий) Александр Евгеньевич Положенцев
| Таймень-2 (серый) Наталья Михайловна Переславцева
| Таймень-2 (серый) Александр Васильевич Переславцев
| Таймень-3 (зеленый) Лидия Ивановна Галанина
| Таймень-3 (зеленый) Михаил Павлович Галанин
| КНК Рысь (красная) Олег Александрович Барыбин
|
Маршрут:
Озеро Илинен-Лиусъярви - озеро Алинен-Лиусъярви - озеро Мянтюярви – река Мянтюйоки - озеро Сури-Контиоярви - река Контийоки - озеро Чудоярви - река Тарасйоки - озеро Ала - озеро Леукунъярви - озеро Муртсхаккименъярви - озеро Сариярви - река Тарасйоки - озеро Ала-Тарасъярви – поселок Тойвола
(всего 62 км)
Что было до:
Весной 2006 года поход представлялся мне совсем не таким, каким он вышел на самом деле. Компания должна была быть моложе, а маршрут - протяженнее и сложнее. Но летом внезапно отвалились Шурик, Андрей Белик и Андрей Переславцев. Вместе с ними отвалились и маршруты по Керети и Чирко-Кеми. Некоторое время поход вообще был на гране срыва, но, к счастью, Положенцев нашел себе в матросы Диму Якушина, а Переславцевы пригласили знакомых - чету Галаниных. Таким образом нас набралось семь человек: шестеро на трех байдарках и я - на необъезженном пока тритоновском каяке "Рысь".
Выбор маршрута возложили на нас с Положенцевым. Галанины опыта сплава по порогам не имели вообще, остальные (кроме меня) во главу угла ставили возможность необременительного отдыха, так что о сложных речках речи даже не заходило. Я против такой постановки задачи возражать не стал, так как посчитал логичным попрактиковаться с новой лодкой в спокойных условиях.
Почитав Шилова, предложили два маршрута: Гумарина-Янгозерка-Селецкое-Лужма и Тарасйоки. Мнения разделились. Переславцевы, в свое время побывавшие и на Тарасйоки и на Гумарине-Янгозерке, сразу высказались по поводу маловодности речек на обеих маршрутах, особо выделив Контийоки (исток Тарасйоки), целиком пройденную в 1994 году проводкой. Я проголосовал за Тарасйоки, так как на каяке перегребать Селецкое озеро желания совершенно не возникало, а к шиверам, отсутствию воды и проводкам я отношусь спокойно. Положенцева вполне устраивали оба варианта. Галанины же вообще предпочли в дискуссию не вмешиваться.
Решающую роль в окончательном выборе сыграли два отчета по Тарасйоки (см.
отчет 1,
отчет 2), авторы которых описали речку как исключительно приятную, несложную, безлюдную и подходящую для семейного отдыха с детьми. Тому факту, что оба отчета были от 2004 года, значения мы тогда особого не придали. Дело было решенное – мы шли на Тарасйоки.
Напоследок стоит упомянуть о произошедшем накануне отъезда неприятном эпизоде, последствия которого мы во всей полноте ощутили уже на маршруте. Отец М.П. попал в реанимацию, и вероятность участия Галаниных в походе приблизилась к нулю. К счастью, через несколько дней дело вроде бы пошло на поправку (по крайней мере до меня дошла именно такая информация), и к поезду в Петрозаводск подтянулись все семь человек.
Дневник:
23.07.06. Воскресенье. Отбытие
В этом году иду без матроса, поэтому проблему доставки вещей до вокзала решал своими силами, без привлечения автотранспорта: утром закинул каяк в камеру хранения, вечером доехал до вокзала на метро с одним рюкзаком.
На вокзале комфортные условия: прохладно, турья не много, основная масса должна подтянуться к ночному поезду.
№ 382 подали в 20.00, наш вагон – третий; как всегда тащим вещи на дальний конец платформы. Проводницы - просто чудо: трезвые, вежливые, улыбчивые, при полном параде, без претензий к весу и габаритам багажа. Места достались весьма удобные: полное первое купе и три места в третьем.
Тронулись по расписанию, в 20.45.
24.07.06. Понедельник. Заброска
В столицу Карелии прибыли к половине первого, с опозданием в полчаса. На вокзальную площадь уже подан белый Фольцваген
(фото 1), накануне заказанный Положенцевым из Москвы (Иван Яковлевич, т. 75-36-18). Мир тесен: в 2000 году с этим же водителем мы уезжали из Сяргозера.
В Петрозаводске настоящее лето. Со слов Ивана, весь июнь было жарко и сухо, лишь в последнюю неделю похолодало, и прошли небольшие дожди. Хорошая же погода вернулась в Карелию вместе с нами. Чувствую, не будет нам высокой воды.
Загрузились к часу дня. В последний момент народу захотелось пива и молока (!), так что по пути из города
(фото 2) наведались в новый гипермаркет «Сигма».
Выехали на новое мурманское шоссе. После заповедника «Кивач» свернули к Гирвасу, за ним переехали сток ГЭС и дальше двигались по старой мурманской трассе.
Потеряв бдительность, пропустили поворот на Поросозеро. Поняли это достаточно поздно, проехав Мяндусельгу, поговорив с аборигенами и посмотрев, наконец, в атлас
(фото 3). Поворот, кстати, был у поселка Юстозеро, о чем и сообщал дорожный указатель. Этот промах стоил нам лишних полсотни километров и часа потерянного времени.
Сразу после съезда с шоссе асфальт закончился, хотя для грунтовки дорога неплохая.
Под мостом через протоку Чинозеро-Котчозеро, (верховья маршрута по Гумарине-Янгозерке) россыпь камней без признаков воды – лето действительно сухое.
Перед Поросозером тормознула милиция. Сюрприз: с 14 июля (дата публикации в Российской Газете) погранзону очередной раз расширили, и теперь Поросозеро находится на ее территории. После небольшой лекции о последствиях нелегального пребывания в погранзоне нас пропустили, предупредив, правда, о возможной встрече с пограничниками.
Проехали Поросозеро, далее по мосту через Суну, на развилке свернули направо, через ж/д полотно. Cнова грунтовка. В поселке Красный Бор встали на перекус
(фото 4). Иван нацепил промасленную фуфайку и долго копался под капотом. Фольцваген и карельские дороги - несовместимые вещи.
От Красного Бора ехали максимально внимательно, во избежание казусов непрерывно сверяясь с картой. Карта, кстати, в части дорог на удивление точная. Где-то на половине пути к озеру Илинен-Лиусъярви навстречу нам проскочили один за другим пустые Газель и ПАЗик (и это безлюдный маршрут?).
Непосредственно перед озером нарвались на обещанных пограничников. Отделались сравнительно легко, подарив им на память список с паспортными данными. Правда, нас предупредили, что послабление только в этом году, в следующем же без оформленного разрешения не пропустят.
Около моста через Койву-Пур собирают лодки конкуренты. Переехали через мост, метров через двести съезд с дороги налево к озеру, пересекли большой луг с высокой травой (и будкой у воды), где стоит лагерем вторая группа. Обе компании с большим количеством детей. Метров через сто дорога уперлась в хорошую стоянку в глубине длинного мыса, где наконец-то встали и мы.
Половина восьмого. Рассчитались с Иваном (4000р). Не торопясь поставили лагерь. Галанины сразу собрали лодку
(фото 5), остальные предпочли отложить стапель на завтра.
25.07.06. Вторник. Озеро Илинен-Лиусъярви
Первый походный день и первая дневка. Обстановка радует. Солнце. В пределах прямой видимости два пляжа, на противоположных сторонах мыса. Тот пляж, что выходит в небольшой залив – ближе, но дно довольно илистое, другой же открыт всем ветрам, зато песочек чудесный
(фото 6).
В качестве стола у нас странный объект – прямоугольная гранитная плита, схожая обликом с неотшлифованным надгробием. Картину дополняет могильный крест в лесу, метрах в десяти от лагеря
(фото 7).
День посвящен лодкам. Таймени с тритоновскими шкурами собираются откровенно хреново. Шкуры тугие, перекошенные, в фальшборта не заправляются, леи на стрингера не ложатся. Положенцев так старался, что одна из книц срезала заклепки на шпангоуте и объявила суверенитет (до тех пор, пока к ней не применили санкции в виде стальных болтов).
С Тайменем-трешкой, собранным вчера, все было гораздо проще - шкура заводская, резиновая, просторная и тянущаяся. И непроклеенная. Интересно, сколько переходов она выдержит?
Сборка Рыси, вопреки опасениям, затруднений не вызвала. Ощущения первого спуска на воду: лодка неожиданно устойчива по крену; но, как и ожидалось, чрезмерно вертлява. Сбившись с курса на скорости, встать обратно на курс, не притормозив, невероятно сложно. Упоры неудобные - ноги затекают за пять минут (не исключаю, что это особенность моей анатомии).
Вечером рыбаки долго мокали в воду снасти
(фото 8), но повезло только Диме: жиденький окунь. Местные окуни почти целиком черные, полосы начинают различаться только у самого брюха.
26.07.06. Среда. Озеро Илинен-Лиусъярви – озеро Мянтюярви
Утром первого ходового дня решал проблему загрузки. В Рысь влезли: рюкзаки, парадные тапки, спальник, вся еда, часть одежды. Одну герму с палаткой и оставшимся шмотьем отдал на Таймень-3, ремнабор и еще какую-то мелочевку распихал по двушкам. Все сплавное – спас, каска, неопрен и кеды – на мне.
Встали на воду в 12.30, что по моим меркам безумно рано. Погода тем временем нахмурилась, хотя до дождя пока не дошло.
На озере сразу отстал, так как под ветром груженая лодка повела себя совершенно неадекватно. Догнал байдарки только в протоке между Илинен и Алинен - протока совсем обмелела, так что народ изрядно сбавил скорость.
На входе в реку первое препятствие. Справа – узкая кривая протока между камней со сливчиком. Узкая и кривая настолько, что Таймени не проходят. Двушки протащили на ребре, я же на Рыси попытался проплыть, долго ерзал по камням, потерял равновесие и впервые в своей жизни кильнулся.
Левый проход перекрыт старым бревенчатым настилом, возвышающимся над водой на несколько сантиметров. По этому настилу перетащили неразгруженную трешку.
Всего до озера Мянтюярви шесть порожков. Все без исключения провели
(фото 9). Между порожками встречаются разливчики - крохотные озерца
(фото 10,
фото 11)
На озере Мянтюярви пронзительный ветер. Идем по левому берегу к выходу из озера. Реальность соответствует описанию: каменистый холм
(фото 12), за ним, в сторону реки, песчаный пляж и стоянка – на возвышении чуть в стороне от пляжа. Место на первый взгляд некомфортное, но весьма колоритное
(фото 13). Спуск к воде по большим камням. Топляка столько, что рубкой и пилежкой дров можно не заморачиваться.
Встали в 17.00. Сразу натянули тент и занесли под него на просушку Таймень Галаниных. Трёшке сегодня досталось изрядно: по всей длине кильсона глубокие потертости и несколько длинных порезов.
М.П. зашивался и клеился до ночи
(фото 14). Завтра решено стоять.
27.07.06. Четверг. Озеро Мянтюярви
Ночью и утром несколько раз принимался дождь. Холодно, хмуро, ветрено. После завтрака М.П. снова клеился; закончив, ушел со спиннингом. Остальные тоже разбрелись: Дима - рыбачить на реку
(фото 15), Переславцевы и Положенцев - на болота за ягодой, я с видеокамерой - на поиски ускользающих карельских красот.
А вода действительно ушла. На озере местами обнажились обширные участки дна, на которых через ил и водоросли проросла обычная трава
(фото 16). На реке же из под воды вылезли целые каменные гряды
(фото 17), которые завтра могут причинить нам некоторые неудобства.
Вечером М.П. и Дима приволокли первых щук, которых зажарили к ужину
(фото 18). Дима открыл счет упущенным блеснам.
28.07.06. Пятница. Озеро Мянтюярви - озеро Чудоярви
Второй ходовой день. Собирались не торопясь, тем не менее, вышли в час.
До озера Сури-Контиоярви препятствий нет
(фото 19), но местами довольно мелко. Несколько раз садился на камни в самых неожиданных местах. Встретили группу дружелюбно настроенных одесситов на катах.
На озере серьезное волнение. В каяке неуютно: будучи поднятой на гребень волны, лодка становится крайне неустойчива и по крену и по курсу.
В три часа встали на правом берегу, чуть дальше истока Контийоки. По всем признакам место часто посещается и местными и турьем. Наезженная колея выходит на хорошую грунтовку. По грунтовке метров двести направо до остатков плотины и моста через Контийоки.
Сходили по дороге до реки. Под мостом мелко, но проплыть можно
(фото 20). Под плотиной
(фото 21) микросливчики с лежащих поперек бревен. На бревнах не больше трех сантиметров воды.
Вернулись к лодкам, приготовили горячий обед. Вышли в 17.00. Провели плотину
(фото 22)
Контийоки в малую воду - непрерывная забитая камнями шивера; кое-где по сужению русла, выходам породы и значительному падению уровня угадываются остатки порогов, отмеченных на карте. Плесы редки и непротяженны
(фото 23).
Все пять километров Контийоки шли пять часов
(фото 24,
фото 25,
фото 26) – мужики проводили и по трое таскали груженые Таймени прямо по руслу, в то время как героические тетки продирались через прибрежные кусты и прыгали по мокрым камням.
Порадовали два последних препятствия, непосредственно перед выходом в Чудоярви. Россыпи высоких (до метра над уровнем воды) камней по всему руслу образовали настоящие лабиринты, с одним – двумя возможными путями, допускающими проводку, а также с большим количеством тупиковых путей, приводящих в каменные ловушки. Зайдя вслед за мной (я на каяке прошел относительно просто) в одну из таких ложных проток и, упершись в непроход, Положенцев с Димой были вынуждены вручную расчищать русло от камней.
Сразу после нашего входа в Контийоки в облаках появились разрывы, вскоре выглянуло солнце, и немного потеплело. К счастью, такая погода продержалась до самого конца дня; в противном случае мы просто померли бы на втором-третьем километре...
Перед выходом в озеро река оделась в топкие берега, заросшие высокой травой. Шли прямо, что бы не заблудиться в зарослях; пройдя отмеченный на карте остров (по нашей воде ставший полуостровом), свернули налево и встали в 22.15 среди сосен
(фото 27) на левом берегу, чуть дальше песчаного залива.
В 00.00 звоном бокалов ознаменовали начало торжественного ужина.
29.07.06. Суббота. Озеро Чудоярви
По сложившейся в этом походе традиции, переходы чередуются с дневками. Вчера шли, долго и упорно, сегодня днюем.
Несмотря на то, что ночью шел дождь, с утра погода вроде бы пошла на лад. Но к обеду все снова затянуло тучами. Развлечения стандартные: Галанины шьются и клеятся
(фото 28), Дима и Положенцев изображают рыбную ловлю, я же снова взялся за видеокамеру.
Сходил поснимать на реку, и на последнем пороге стал свидетелем «прохождения» в исполнении сразу двух групп. Катамараны одесситов и Таймени с Салютами знакомой нам по Илинен группы выглядели на фоне нагромождения камней настолько нелепо, что я до сих пор жалею, что не взял в тот день с собой запасной аккумулятор (то, что был, закончился за несколько минут до появления первого судна).
Сели ужинать в 22.00
(фото 29). К тому времени серьезно захолодало, по ощущениям температура опустилась значительно ниже 10 градусов. В первый раз надел на ночь теплое белье.
30.07.06. Воскресенье. Озеро Чудоярви – озеро Луовосъярви
Заметно потеплело, но облачность осталась. Периодически принимается мелкий-мелкий дождик.
Собирались расслабленно, но отчалили в 11.50. До обозначенного на карте порога препятствий нет
(фото 30). А обозначенный - длинный, сужающийся к средней части, со значительным падением, с ряжем, и, увы, полным отсутствием воды. Так что прошли проводкой по центральной струе
(фото 31,
фото 32). Менее чем в 1км ниже следующий порог, также вероятно интересный по хорошей воде. Дальше три частично проходимых порожка и несколько перекатов, несомненно, существующих только в сухое лето.
Вошли в озеро Ала-Маткилампи. Дельта реки заросшая, плыть от входа налево и далее по форвартеру, отмеченному едва выступающими из воды сваями бывшего лесосплава.
На входе в реку старая плотина, слева перед ней стоянка. Правый створ плотины завален, левый - открыт, но вровень с водой лежит скользкий от водорослей бревенчатый настил, как на выходе из Алинен. Сразу за настилом очень приличная глубина.
После плотины начинается порог, прямой, значительной длины и падения, с несколькими локальными сливами. Снова проводка. Местами русло сильно стиснуто камнями, и струя ощутимо валит с ног.
После порога около километра по спокойной воде до небольшого и очень уютного озера Луовосъярви. В дальнем конце озера вход в серьезный порог, не обозначенный на картах. Со слов Переславцевых, справа от порога, на возвышении чуть в глубине леса хорошая стоянка.
Около шести часов вечера пристали к камням справа от входа, часть людей ушла смотреть порог, часть – искать место для ночевки.
Произошедшие далее события можно назвать невероятной чередой случайностей, приведших в итоге к единственно возможному положительному (если это слово можно применить в данной ситуации) исходу.
Пока Положенцев и Дима в угаре привычно повели Тайменя в проводку, Л.И., взобравшись на камушек, включила мобильник, не рассчитывая впрочем, на какой-либо результат. Тем не менее, благодаря какому-то немыслимому сочетанию атмосферных факторов, ей удалось принять смс-ку из Москвы с известием о смерти отца М.П. (все наши последующие попытки поймать сеть с этого места ни к чему не привели). Похороны во вторник. По странному стечению обстоятельств, сегодня был последний день, когда снявшись с маршрута немедленно, Галанины имели шанс ко вторнику добраться до Москвы.
Со стоянки старая дорога выходит на трассу, проходящую по мосту (не обозначенному на карте) в конце порога, и ведущую в поселок Лакхоламен (часть дороги от моста также на карте не обозначена). Весьма удивительно, но на этом мосту М.П. встретил двоих местных, с машиной, взявшихся подвести Галаниных с вещами до станции.
Собрались за полчаса. Упаковали все, исключая продукты, которые нам предстоит употребить за оставшиеся пять дней. На последок свезло еще раз: когда выяснилось, что в четверку все не лезет, к мосту подъехал УАЗ с одним водителем, который согласился довезти излишки до той же станции.
Так нас осталось пятеро.
31.07.06. Понедельник. Озеро Луовосъярви – озеро Сариярви
Сегодня намечен короткий переход, поэтому втали поздно и со сборами не торопились. Изрядное время ушло на сортировку оставшейся от Галаниных провизии, на жарку
(фото 33) и поедание пойманной Димой ночью щуки и на переноску вещей и лодок за мост.
В ожидании щуки прошелся вдоль порога с видеокамерой. По всему видно, что в нормальную воду это будет самый серьезный порог на маршруте. Сразу на входе косой слив вправо, за которым наверное бывает бочка, далее струя на значительном протяжении журчит по узкому извилистому руслу в заваленных огромными камнями берегах
(фото 34). Порог заканчивается под новым автомобильным мостом, проход в правый створ. С моста открывается обзор на короткую прямую протоку в озеро Леуконъярви, на само озеро и на возвышенность вдалеке
(фото 35).
За мостом, по правому берегу, удобное для погрузки/разгрузки лодок место, к которому от дороги ведет тропа. Пока мы носили вещи, порог провела знакомая нам группа с детьми. Сегодня нам предстоит побороться с ними за единственную стоянку на озере Сариярви.
Отплыли в пять, дав конкурентам фору в полчаса. Впрочем, на озере Леуконъярви мы застали их обедающими на левом берегу, таким образом снова выбившись в лидеры.
Между озерами Леуконъярви и Муртсхаккименяви пять несложных коротких порожков, традиционно, пройденных в проводку. Еще пять - между Муртсхаккименяви и Сариярви
(фото 36,
фото 37). Последний, что на входе в Сариярви, впервые прошли не замочив ног (но пересчитав все камни). Строго по описанию, в начале озера на мысу слева хорошая стоянка (свободная!). Со стоянки впечатляющий вид на гору Вирунвара
(фото 38).
Причалили в половину восьмого. Стоянка маленькая, на удивление пыльная (весь последующий день пришлось ходить около «стола» на цыпочках, дабы не запылить посуду и еду). Три места под палатки, все с уклоном, одно из них (на самом мысу) – совсем маленькое, на двухместную палаточку без тамбура. Сразу за стоянкой круто вверх уходит горка, метров двадцати в высоту.
Стоянка настолько невзрачная, что Положенцев с Димой, не разгружая лодку, поплыли искать другое место. Проплавали полчаса, но вернулись ни с чем.
Долго не могли пристроить все палатки. Для Переславцевых под корень срубили молодую ёлочку, мою поставили на вытоптанной площадке за «кухней», Дима же нашел нетронутое место у самого подножия горки.
Через час после прибытия в озеро вышла группа, которую мы обошли на Леуконъярви, а в одинадцать - еще одна, доселе незнакомая. Обе метили на нашу стоянку, но были вынуждены встать дальше, на еще менее пригодных местах.
После плотного ужина слазил на горку за стоянкой и успешно позвонил домой. Связь не очень уверенная, через минуту оборвалась, но перекинуться парой слов успели.
1.08.06. Вторник. Озеро Сариярви
После двух (с ума сойти!!!) подряд переходов долгожданная дневка. На сегодня запланирована прогулка на Вирунвару, благо погода не препятствует.
Что бы не оставлять лагерь без присмотра, разделились на две группы. Я, Положенцев и Дима идем на гору первыми, Переславцевы тем временем совершают водные процедуры. По нашему возвращению меняемся ролями.
Путь на Вирунвару не занял много времени. Переплыли озеро по кратчайшему пути, к подножию горы, вытащили лодку на песок, прямо через лес продрались до дороги, по дороге налево до заросшего поворота направо, вверх. Дальше прямо в направлении вершины. На залысине, заметной со стоянки, устроили передых и все по очереди отзвонились домой
(фото 39). Звонили с моего телефона, так как я оказался единственным клиентом Мегафона. Ни Билайн, ни МТС в этом районе не работают. Связь отличная, более того, вышку в Найстеньярви с горы хорошо видно невооруженным глазом.
После залысины полоса леса на крутом склоне, за лесом обширная старая вырубка, склон переходит в плоскую вершину
(фото 40). Дальше снова начинается лес, но мы посчитали, что восхождение можно считать законченным на вырубке.
Возвращались другим путем: вышли на колею
(фото 41), отходящую от главной дороги в сторону вершины (обозначена на карте), по колее вниз, дальше налево, по дороге, до того же места, где мы вышли на нее по пути на гору. По ходу минули несколько роскошных малинников, и к воде вышли изрядно подзаправившимися. Положенцев настолько впечатлён обилием ягоды, что вознамерился вместе с Переславцевыми повторно посетить малинники, вооружившись ВЕДРОМ...
... Последующие события типичны для дневки и не столь интересны. отмечу только, что вода оказалась настолько холодной, что мыться пришлось из миски, а Положенцев все-таки слазил еще раз на гору, но ведра малины так и не набрал.
2.08.06. Среда. Озеро Сариярви – озеро Ала-Тарасъярви
Ночью где-то далеко гремело, под утро стихло, но во время завтрака началось снова. С севера идет дождевой фронт, так что звуки поначалу списали на грозу. Оказалось - самолет.
В час нас накрыло. Не ливень, конечно, но палатки подмочило. К счастью фронт зацепил нас самым краем, к трем часам мы подсушили палатки, упаковались и отплыли.
Между Сариярви и Ила-Тарасъярви всего два порожка: первый прошли сходу, не вылезая из лодок, второй привычно провели.
Ближе к Иля-Тарасъярви берега образовали подобие каньона: правый – живописный холм, поросший стройными соснами, левый - песчаный обрыв с чахлыми елочками наверху. К сожалению, вскоре берега понизились, заболотились, и оставались таковыми вплоть до самого озера.
Иля-Тарасъярви
(фото 42) манит шикарным песком, но нам идти дальше. Долго искали протоку в Ала-Тарасъярви, сливающуюся с окружающим пейзажем.
От входа в Ала слева видны три пляжа. Во всех отношениях лучший – дальний. Пляж
(фото 43) находится в глубине бухты, обрамленной каменистыми мысами
(фото 44). Палатки можно поставить и на плотном песке, и на траве. Высадились в шесть.
Весь вечер над озером кружили тучи
(фото 45), и в восемь часов впервые на маршруте прошел настоящий летний ливень, сильный и скоротечный. К тому времени мы успели поставить лагерь, приготовили обед/ужин
(фото 46), и любовались стихией из-под тента, потягивая горячий чай/кофе/какао.
Отбились неожиданно рано, в одиннадцать вечера.
3.08.06. Четверг. Озеро Ала-Тарасъярви
Завтра последний переход и отъезд, а сегодня предстоит найти в Тойволе машину.
Вызвались трое: Дима, Положенцев и я. До поселка добирались следующим образом: доплыли
(фото 47) до залива чуть севернее нашей стоянки, оставили Диму с лодкой, вдвоем по обозначенному на карте зимнику (отмечено два, мы шли по южному) углубились в лес, спустя двадцать минут вышли на обширные покосы, по тропинке (продолжение зимника) через покосы на восток, до ЛЭП, свернули на юг и вдоль ЛЭП дошли до самой Тойволы. К удивлению, все указанные карте тропы полностью соответствуют действительности.
Где искать информацию, как не в магазине? Подходящее заведение – лавка «Зять и Ко», в центре поселка, с приличным ассортиментом и некоторым количеством алкашиков, готовых за двадцатку устроить экскурсию по местным достопримечательностям.
Купив пару карточек Мегафона, сдались на милость благоухающего экскурсовода. Если ему верить, подходящих машин в деревне две. Первая – старый Форд-Транзит (вроде), маловата, да и хозяина дома не оказалось. Вторая – грузовой Мерседес; кабина со вторым (пассажирским) рядом сидений, объемный крытый металлический кузов.
Хозяин машины - Александр Никонов (Никонов-младший) - живет на отшибе. По центральной дороге через деревню идти на юг, в сторону моста; в десяти минутах хода от последнего дома, справа от дороги на небольшом возвышении стоит обособленная группа строений. После первого дома повернуть налево, после поворота второй дом справа.
Успели вовремя, так как хозяин куда-то отъезжал. На наше предложение отреагировал хмуро, но, подумав, согласился. Долго объясняли, где и когда завтра будем его ждать, но, как показалось, полного взаимопонимания в вопросах топографии так и не достигли. Назначенное время – 12.00.
Возвращались той же дорогой, по пути заскочив в «Зять и Ко» за хлебом.
Вернулись к обеду. Остаток дня посвятил водным процедурам, благо погода позволяла.
Вечером Переславцев с Положенцевым плавали к месту предстоящих сборов. Вернувшись, доложили, что: плыть недолго; место удобное; прямо к поляне подходит дорога. У местных, по словам Переславцева, это место называется «горелый мост»: в глубине залива самой южной части озера Ала-Тарасъярви; площадка на высокой скале; рядом впадает пересохший ручей, через который перекинут тот самый «горелый мост».
План на завтра: подъем в шесть часов, холодный завтрак, получасовой переход, два-три часа на сборы, отъезд в Петрозаводск и, в тот же день, посадка на поезд до Москвы.
На прощание Карелия подарила нам нам закат, первый красивый за этот поход
(фото 48).
4.08.06. Четверг. Озеро Ала-Тарасъярви. Последний переход
С утра все по намеченному плану. Погода не подвела – собирались под солнцем, так что успели подсушить и лодки и отмокшие за ночь палатки.
К 12.00 машина не подъехала. Ждали час; в 13.00 пришли к выводу, что надо идти в Тойволу ногами. Делегированы Положенцев и я - как единственные знающие водителя в лицо.
Реальная дорога не подходит так близко к озеру, как нарисовано на картах. От стоянки до нее пешком около десяти минут по разбитой автомобильной колее. А от горелого моста вдоль озера в сторону Тойволы ведет другая дорога, заброшенная и совершенно заросшая. Возможно, именно она и обозначена на карте.
Через полтора часа быстрого шага вышли на трассу Суоярви-Поросозеро, а спустя еще полчаса – к мосту через Тарасйоки.
Река в этом месте порожистая, разбитая на протоки, одета в ряжевые стенки. Бросается в глаза отсутствие воды – ряжи не залиты, повсюду камни, отдельные протоки полностью пересохли.
Застали Никонова дома. Он весьма удивлен нашим визитом, так как три раза ездил к какому-то одному ему известному мосту, и в конце концов пришел к выводу, что мы уехали на другой машине. Причина путаницы - местные названия: наш «горелый мост» он упорно называет «плотиной» (на самом деле это действительно старая плотина, традиционно выложенная по дну русла бревенчатым настилом). К счастью, ситуация разрешилась без взаимных претензий, и уже через двадцать минут мы грузили рюкзаки в машину.
Конец всего
Вообщем, все кончилось хорошо. Доехали
(фото 49) до столицы Карелии быстро и без эксцессов. Правда билетов на Москву не оказалось, так что сели на поезд Мурманск - Семфирополь, в девять утра следующего дня в Твери погрузились в московскую электричку, и в час дня, строго по расписанию, прибыли на родной Ленинградский вокзал
(фото 50)
Разбор полетов
Маршрут, на который мы потратили две недели, при разумном количестве дневок проходится за неделю, а при нормальном уровне воды - дня за четыре. В нашей же ситуации, с моей точки зрения, самым разумным было бы пожертвовать парой дневок, и закончить двадцатью километрами ниже, в Найстенъярви.
Про Тарасйоки. Увы, это далеко не та река, что описана в упомятутых двух отчетах. Я охотно верю, что в 2004 году она была полноводна, безлюдна и приятна во всех отношениях, но в 2006 все стало наоборот. С полноводностью все ясно - 2004 год был исключительно водным, свидетелями чего мы стали на Суне. Но Тарасйоки - не Суна, и там где в 2004 матросов на Тайменях полоскало в ВАЛАХ, мы таскали те самые Таймени на своих горбах прямо по руслу. Что бы понять, как может гулять уровень, достаточно посмотреть на
фотографии (порог после озера Луовосъярви, оба снимка сделаны с моста; первое фото - 2004 год, второе - 2006).
Теперь о безлюдности. Параллельно нам шли четыре группы, а сколько еще было до и после нас? Стоянки были уже вполне обжитые, но еще не загаженные. И это понятно: 2006 год скорее всего стал первым годом массового паломничества на Тарасйоки, а причиной тому - все те же два отчета (опубликованные кстати в 2005). Хочется надеяться, что информация о ситуации, сложившейся на реке этим летом, станет общественным достоянием, и толпы туристов, рассчитовавших на спокойный сплав, а попавших в пеший поход, останутся в прошлом.
В начало