Тунгуда – река хоженая вдоль и поперек не одним поколением водников, поэтому смысла в еще одном развернутом отчете не вижу; кратенько опишу лишь некоторые запомнившиеся моменты. Желающим подробностей могу посоветовать пользованную нами лоцию или просто поискать на популярных туристических сайтах.
После обезвоженных порогов Тарасйоки потянуло на большую воду. Свободного времени было совсем немного, так что маршрут выбирали короткий. Остановились на Тунгуде, вернее самой интересной ее части: от Машозера до Идели, с начала июля.
Кроме большой воды мы получили непрерывные дожди, дневную температуру на уровне 15 градусов по Цельсию и полчища комаров. Порадовали пороги - с чистой струей, валами и бочечками. Редкие камни – обливные, с воды читаются плохо. Бревен в порогах не замечено. Не встречено ни одной группы, кроме рыбаков на Егерях в самом начале маршрута. Местных до Падуна не видели вообще. Подавляющее большинство стоянок с очагами, столами и баньками. Стоянки преимущественно маленькие (за исключением той, что на Падуне), больше двух палаток ровно не поставить. Мусора почти нет - сезон еще не в разгаре.
Команда:
Таймень-2: Андрей Переславцев
(Андрей), Максим Шохалевич
(Макс)
Свирь-Н: Андрей Белик
(another Андрей), Александр Бокач
(Шурик)
Рысь: Олег Барыбин
(автор)
Маршрут:
Озеро Машозеро - озеро Верхняя Козеламбина - озеро Нижняя Козеламбина - озеро Нижнее Машозеро - река Тунгуда - озеро Корбоярви - река Тунгуда - Беломоро-Балтийский канал - поселок Идель
(всего 77,7 км)
Заброска
Поезд №212А, отбытие 1-го июля, 1.17. Брали билеты до Беломорска (прибытие в 23.06), но вышли раньше, так как накануне отъезда по телефону 8-921-457-9499 заказали "буханку" из Надвоиц до Машозера за 3000р. В Надвойцах были в 21.30, сразу погрузились в машину, на место прибыли в начале первого. За мостом в дальней оконечности Машозера съезд налево, к большой утоптанной поляне. Там и заночевали.
Где-то между Надвойцами и Машозером (Андрей и Шурик):
Перекур на съезде с трассы (справа - дядя Гриша, водитель):
2 июля. Понедельник. Переход 1
Озеро Машозеро - прокоп - Машозерская плотина - порог Домашний - озеро Верхняя Козеламбина - озеро Нижняя Козеламбина (12,6 км)
Прокоп между Тунгудой и Машозером - узкий, мелкий и каменистый, с сильным встречным течением. К счастью, короткий.
Машозерская плотина – первое препятствие на маршруте. Шумит изрядно (как и все остальные плотины и пороги). Два створа, разделенных островком. Шли в чистый левый створ. Правый - узкий и крутой слив, за ним бочечка, с берега над сливом перекинуты бревна.
Сразу за плотиной порог Домашний – просто участок быстрого течения с небольшим волнением.
Встали на выходе из Нижней Козеламбины, на левом берегу, с видом на Столбовой порог. Стоянка со столом, очагом и заросшим а/м подъездом.
Мясцо к завтраку:
Вот такая вот поляна для стапеля:
Андрей, Макс и Таймень:
Шурик, Андрей и Свирь:
Стапель; на переднем плане шкурка Рыси:
Дивайс для съемок с воды. На каске - камера видеонаблюдения, провода ведут к miniDV камере в кармане:
Столбовой порог, вид со стоянки:
Стоянка на Столбовом пороге. Гримасы карельской погоды:
Стоянка на Столбовом пороге. На столе, слева, видна недопитая литровая бутыль Главспирттреста, оставленная нашими предшественниками:
3 июля. Вторник: Переход 2
Порог Столбовой - порог Сухой - порог Трехряжевый - озеро Нижнее Машозеро - порог Лебяжий - порог Кривой (верхний) - порог Корбокоски (7,7 км)
Пороги до Кривого не заслуживают внимания - простые полноводные шиверы с проходом по основной струе. В Столбовом – учебный прижимчик на правом повороте.
Кривой: вопреки рекомендации в лоции, просмотр моста оказался лишним, так как между самим порогом и мостом - большая запруда со стоячей водой. Под мостом проход в правый створ, днищем по гладкому бревну.
Корбокоски приятно удивил бьющими по лицу валами. Стоянка на острове за порогом весьма колоритна, однако где ставить палатки мы так и не поняли. Остановились чуть дальше, на правом берегу за травянистым островком. С воды видна уходящая вглубь берега тропа.
Стоянка за порогом Корбокоски. Андрей тренирует легкие:
Характерный вид со стоянки. Синее пятнышко в левой части снимка - Шурик:
Еще пейзажик:
4 июля. Среда. Переход 3
Озеро Корбозеро – Корбозерская плотина - порог Тиморин - порог Черный (8,8 км)
На мысу правого по ходу берега Корбозера хорошая стоянка в соснах с баней - землянкой.
Корбозерская плотина залита водой – ни валов, ни бочек, ни камней.
После Тимонина, будучи уверенными, что обходим слева остров, заплыли в глубокий залив и уперлись в неотмеченную на карте порожистую притоку.
Черный: прямая струя с валами в конце. Левый берег высокий, каменистый, красивый, наверху стоянка. Пока трое осматривали стоянку, затейники на Свири прошли по левому улову в начало порога, вышли на струю против течения и канонически полегли через правый борт.
Выход из порога Черного, вид со стоянки:
Свирь после оверкиля. Темный объект продолговатой формы - окунь:
Первое солнце на маршруте:
Медитация после килевых:
Вид со стоянки вниз по течению:
5 июля. Четверг. Переход 4
Порог Стоостровной - порог Медвежий - порог Широкий - порог Островской - порог Торсовый – озеро Луголамбина – порог Ряжи Арбата (18,1 км)
До Торсового - участок с трудноотличимыми друг от друга порогами, много островов.
Особняком порог Медвежий. Река сужена двумя поперечными ряжами. Осматривали с правого ряжа, чуть ноги не переломали. Ниже ряжа, слева и справа от струи по бочечке. Правая - мощнее. В левой бочке Свирь поймала кормой обливняк – клеились пластырем на камнях, сразу за порогом. Таймень прошел по центру, чисто. Каяк – впритирку к правому ряжу.
После Торсового длинный разлив. Дальше порожек и Луголамбина – симпатичное озерцо с высоким правым берегом; признаков деревни с воды не обнаружено.
Ряжи Арбата – три веселые шиверы, вторая с неожиданным прижимом на левом повороте. Сразу после третьей – стоянка на каменном пупыре правого берега. Ряжей не видели. Вообще.
Стояночка за Ряжами Арбата. Второе солнце на маршруте:
Выход из третьей шиверы Ряжей Арбата. В нижнем левом углу - цветочек шиповника:
Типа художественное фото:
Народное туристическое творчество:
Изготовление лопатки для БЛИНОВ:
Свирь - жертва Медвежьего порога:
6 июля. Пятница. Дневка
Блинный день. После замеса теста обнаружили, что сковорода утоплена в Черном. Тесто пустили на Хрени Тунгудские (особая разновидность пончиков).
Первые версии Хреней жарились на крышке от кана:
Получалось вот что:
Альтернативный вариант применения теста: печенье-соломка с Москитолом от Андрея Белика:
7 июля. Суббота. Переход 5
Порог Арбатский - порог Кривой - порог Шумный - порог Падун (6,5 км)
Высокий левый берег с соснами, вопреки описаниям - начало не Кривого, а всего лишь шиверы, предшествующей ему.
Кривой: осматривали слева, заход вдоль правого берега, дальше по струе. Дальше слалом. Вставило.
Шумный: неожиданно жесткие валы. Снова вставило.
Падун: осматривали слева, от самого входа в шиверу. Определили место для промежуточной чалки – левый берег, за мысом.
Каяк обнесли, байдарки шли разгруженными. Страховали и с берега, и с воды.
Свирь – второй за поход киль. Хорошо разогнались, но в сливе нос ушел вправо, лодку подбросило и перевернуло через левый борт.
Таймень – в бочке потянуло нос вправо, закусило правый борт и, пока Андрей пытался поставить лодку по потоку, у него вырвало весло. Как только весло ушло, лодочка выровнялась, ее подхватило течение, и Макс выгреб на струю в одиночку.
На левом берегу ниже порога, на возвышении, большая стоянка в соснах. Вопреки описаниям, мусора мало.
Сходка перед прохождением Падуна:
Падун, левый слив:
Впадение Декаллручья за правым сливом:
Падун, заходная шивера:
Панорама Падуна:
Стоянка в соснах за Падуном:
8 июля. Воскресенье. Переход 6
Порог Березовый 1 - автомобильный мост – порог Березовый 2 - порог Банный - порог Кривой (нижний) - остров в устье Тунгуды (10,4 км)
Утром видели первых за несколько дней людей - молодую пару из Сегежи, приехавшую на Тунгуда порыбачить.
У моста остановились ради группового фото. Снова встретились с парочкой из Сегежи - здесь припаркована их машина.
За мостом серия порожков, чем дальше, тем веселее. Последний порог, Кривой нижний – с весьма неординарной линией движения.
Искали стоянку по описанию, в устье Тунгуды на южном берегу за островом. Места приятные, но стоянки не нашли. Встали на острове. Сосны, комаров нет. От воды тропа к рыбацкому кострищу. Расчистили два площадки под палатки.
На мосту:
Расчищаем место для палатки:
Романтический ужин:
9 июля. Понедельник. Переход 7
Беломоро-Балтийский канал - ст. Идель (13,6 км)
Плавали в Красную Горку за машиной до Идели. Впустую - дороги раскисли, машин нет.
Переход до Идели по Беломорканалу занял три часа, при сильном северо-восточном ветре. Несколько раз отдыхали в тени островов.
Собирались до одиннадцати вечера перед ж/д мостом, на правой стороне. Зал ожидания к тому времени закрыли, так что до шести утра весело проводили время в деревянной пристройке, два на два метра площадью.
Последний завтрак на природе:
Антистапель перед ж/д мостом в Идели:
Где-то там - вокзал:
Местная вареная колбаса ничуть не хуже московской:
Местная водочка не отстает по качеству от вареной колбасы:
Добыча Кагора - фаза первая:
Добыча Кагора - фаза вторая:
Отъезд
В шесть утра пришла кассирша, открыла зал ожидания и выдала ключ от сарая с дровами. Топили в зале печку.
Два московских поезда за неимением мест пропустили, а билеты взяли на семферопольский. Сволочные проводники требовали по стольнику за каждый рюкзак, но сошлись на оплате исключительно лодок. Сошли в Твери, до Москвы традиционно ехали на электричке.
Прокумареный зал ожидания. В углу - Андрей Белик:
Postapocalyptic:
Новое здание вокзала в Идели. Справа виден кусочек пристройки, в которой мы провели веселую ночь:
Памятник павшим в ВОВ:
В ожидании поезда:
Московское фото напоследок. Слева направо: Андрей Белик, Андрей Переславцев, Олег Барыбин, Максим Шохалевич, Александр Бокач:
В начало