Сула-Лендерка - 2005 / Дневник
Заглавная | Походы | Дневник | Фотоальбом | Схема маршрута

Сула-Лендерка - 2005 / Дневник
- 22.07.05 – 02.08.05 -


Участвовали:

Свирь-Н:
Андрей Владимирович Белик (автор)
Александр Викторович Бокач (Шурик)
Таймень-2:
Андрей Александрович Переславцев (Андрей)
Александр Евгеньевич Положенцев (Адмирал)
Таймень-2:
Александр Васильевич Переславцев (А.В.)
Наталья Михайловна Переславцева (Н.М.)

Маршрут:

Река Лузингийоки - озеро Ровкульское – река Емельяновка – озеро Торосозеро – озеро Лексозеро – озеро Каргиозеро – река Сула – озеро Сула – река Лендерка – поселок Лендеры (всего 99,1 км)

Дневник:

19 – 21 июля / Сборы. Дорога

Закинув свой рюкзак Шурику в машину в 11 вечера 19 июля, весь остаток 20 июля после работы я посвятил поиску внезапно понадобившихся вещей и укладке рюкзака.
После работы, посетив два турмагазина (м. Пионерская и м. Октябрьское поле), так и не нашел себе гидроштаны. Пришлось, на всякий случай, сварганить с помощью утюга и имеющейся дома пленки нечто подобное. Также фиаско обернулось затея найти в этих магазинах киперную ленту. Взял что-то похожее из дома.
Купив хлеб в поход (4 батона), отправился на Ленинградский вокзал. Там меня уже ждал Шурик со своей подругой. После выгрузки вещей в 23.15 Шурик уехал парковать машину а я остался на вокзале. Переславцевы подъехали к полуночи на двух машинах, затем нас нашел бродивший по вокзалу Адмирал. Шурик вернулся где-то в 0.30.
Поезд подали поздно – около 1.00 (при отправке 1.17).
В 15.15 прибыли в Петрозаводск. Билеты купили на 17.55 до станции Муезерский. Шурик смотался с Андреем за запасными поводками для спиннинга. Затем мы с Н. М. сходили за блокнотом и ручками.
В 21.30 прибыли в Суоярви. Должны были уезжать в 22.15, но тепловоз подогнали еще позже, в итоге тронулись в 22.50. Погода – еле заметный дождь.

22 июля / Дорога. Река Лузингийоки - озеро Ровкульское

По расписанию должны были прибыть в Муезерский в 4.22, но на деле прибыли в 4.55.
Мы оказались единственной группой, выгрузившейся в Муезерском. Незамедлительно появился пограничник. У Адмирала не оказалось копии заверенного списка группы с маршрутом (!!!), и Н. М. пришлось переписывать наши паспортные данные для пограничника на отдельный листок из блокнота.
Пограничник сказал, что две недели была жара и вода упала, погода стала портиться в последние дни. Спросил нас про оружие.
Походив по станции, не обнаружили никаких машин кроме старого VW фургона. Однако в поселке наткнулись на много привлекательных фургончиков: буханочек (фото 1), фордов, мерсов. Но в 5.00 все еще спали. Также все спали в 6.00, 7.00. Так что нашлось время поспать и нам (фото 2). И только в 8.00 появился Шурик с фургоном Тойота.
За 1000 руб. нас согласились подвести до озера Ровкульское. Водителя зовут Дмитрием (т. 921-460-69-02, ул.Антиканена, д. 9, кв. 2).
Тихо урчит дизель, поскрипывает кузов на местных неровностях дороги, Адмирал дремлет, Шурик подзаряжает мобильник от прикуривателя. Двое сидят рядом с водителем (А.В. и Н.М.), остальные в кузове на рюкзаках. В машине раздается музыка из кассетной магнитолы водителя…
Едем со скоростью 60 – 90 км/ч. Дорога асфальтовая, двухколейка, попадаются лесовозы. Через ~25 км, после деревянного моста через речку пошла хорошая грунтовка.
До самого озера Ровкульского мы не доехали. Как сказал Дмитрий, берег там для стапеля неудобный и он уже возил туристов на другое место, и вроде они были довольны. Это место – рыбацкая стоянка с лодками и с удобной площадкой для стапеля. Площадка расположена у речки Лузингийоки, которая почти сразу впадает в озеро. На стоянке уже были три машины, но людей поблизости не оказалось.
Итак 9.00. Вытряхиваем все из рюкзаков, собираем лодки (фото 3), (фото 4), упаковываем вещи, перекусываем, опять собираем. Проблема: надо проматывать каркас по кницам, а нечем. Пришлось Шурику использовать мою псевдокиперную ленту, и просить нормальную киперку у Адмирала. Мы все кницы уже подвязали, и тут Шурик достал из мешочка черную новенькую киперку (мы и не подозревали, что она у нас есть)…
Лодку собрали первыми, а на воду вышли последними. Упаковка вещей – это искусство. Так, вещевой гермомешок со всяким «хобби» - аксессуарами для камеры, умывательными принадлежностями и еще чем-то, мы не смогли запихнуть в лодку лодки. Пришлось привязывать его на грузовой отсек, между гребцами.
В итоге отчалили в 15.00. Погода солнечная, вода теплая.
Речка узкая, прямо за стоянкой наткнулись на подводные камни, отполированные днищами моторок. Эти камни расположены как раз по центру русла. Наверное, когда воды было больше, их вообще не замечали. Речка расширилась и впала в озеро. Ветер, волна. Пошли без юбок, и я ощутил, что заливает меня не хуже, чем на кате в прошлом году. Грести же на байдарке легче. Благо, на солнце и на ветру быстро сохли.
Пройдя 1,5 часа, мы встали на мысу острова (фото 5). Стоянка чистая, но не большая с песчаными пляжами, у берега мелко. На другом мысу стояла избушка. В наличии имелись нарубленные дрова, веревка для сушки одежды и банька. Людей не было.
Приготовили ужин, натянули тент, но из-за ветра все очень быстро остывало. Только поели – начался дождь.
Так и спали под дождем.

23 июля / Озеро Ровкульское - озеро Торосозеро (остров Тороссари)

На утро ветер поменялся на противоположный, выглянуло солнце, но на небе повисли кучевые облака. Завтрак, сборы. На этот раз собрались лучше: сумели все упаковали в лодку. Вышли в 14.00. Маршрут лежал через озеро, далее в речку Емельяновка, протекающую между озером Ровкульское и озером Торосозеро.
Речка начиналась широко, затем сузилась и за левым поворотом встретилась первая шивера.
Всего на этой речке мы насчитали 7 препятствий, однако некоторые могли образоваться исключительно по низкой воде. Лодки постоянно садились на камни, и приходилось сталкиваться веслами. Один порожек вообще проходили по одному в лодке. Вода действительно спала (до полуметра), это отчетливо видно по камням на берегах.
После четвертого порога слева, сразу за поворотом встали на перекус и обнаружили стоянку. С воды видна лишь тропинка на высокий берег. Стоянка подготовленная, но к ней подходит старая, почти не езженная дорога.
Один из порогов мы с Шуриком прошли первыми, и я приготовился снимать прохождение остальных. Шурик тем временем бросал спиннинг. Внезапно у него клюнуло. Зафиксировав прохождение Адмирала с Андреем, я перевел камеру на процесс вываживания щуки, а когда он успешно завершился, снова перевел, на сей раз на третий экипаж, который уже (опять) засел на камни и сталкивался веслами. Вот так, три ситуации сразу... Щуку потом съели на ужин. Жареную, в фольге – вкусно.
В конце речки (фото 6) расположен мост и деревня Емельяновка. Прошли по центру. Далее поплыли к острову Тороссари. Мы с Шуриком значительно оторвались от остальных (то ли «Свирь-Н» быстроходнее «Тайменя», то ли мы выкладываемся по полной программе, как в прошлом году на катамаране). Берега все в лесах, причем непролазных. Доплыли первыми до мыса острова, деревья там стоят реже, и он хорошо продувается.
Когда подошли остальные, Адмирал предложил обогнуть мыс и посмотреть стоянку на другой стороне острова. Сплавали, но ничего подходящего для стоянки не нашли.
Вдали заметили приближающуюся стену дождя. Повернули обратно на мыс. Тут пошел легкий дождь, и мы налегли на весла. Когда подошли к мысу в 20.00, дождь почти кончился.
0.12, а еще светло. Две чайки кружили над нами где-то час назад. Солнце село (фото 7), и ветер уже не кажется таким теплым. На горизонте висит малиновая от преломленного света из-за горизонта Луна огромного размера, где-то в 1,5 раза больше обычного… Идиллия…

24 июля / Озеро Торосозеро (остров Тороссари) - Озеро Лексозеро (остров вблизи Ребол)

Встав в 9…10 часов и постепенно раскачавшись, приготовили завтрак. Тем временем задул сильный ветер. Позавтракали, начали клеиться. Сквозных дыр не получил никто, но у всех было чем заняться: где-то сорвало старые заплатки, а где-то протерло по-новому.
Экипаж Адмирала и Андрея набрал за переход 5-7см воды и откачивался нашей клизЬмой весь вчерашний день. Поставили 2 заплатки.
Экипаж А.В. и Н.М. обнаружил 4 сорванных прошлогодних заплатки.
Мы с Шуриком поставили 3 заплатки, хотя воды у нас было немного.
Клеились до 13.00. Время уже к обеду - решили сварганить супчик и чаек. Наметили за сегодняшний переход дойти до следующего озера – Лексозера.
Пообедали, собрались, вышли в 17.30, а ветер утихать не хочет. Решили прятаться под берегами, где возможно. Ветер встречный, гонит волну с барашками. Переплывали короткими перебежками, с отдыхом у берега.
Перед левым поворотом, за которым начинается мост, камни, которые виднеются из воды, лучше обходить слева, правее мелко.
Адмирал несколько раз вылазил после моста на берег в поисках места до стоянки, но безуспешно.
Нужно заметить, что до сего момента подготовленных туристических стоянок или просто нормального места для палаток мы не находили. Редко попадались лишь рыбацкие стояночки местных. Берега твердые, но у воды камыш, дальше густой лес – хороших насиженных стоянок, как на Суне, здесь не найти.
После моста мы повернули вправо, и ветер стал попутным (уже менее сильным), к тому же нас укрывали берега - в итоге волн почти не было.
Обогнув мыс (повернули на 180 градусов), вдоль которого мы плыли после моста, вошли в мелководье (~ 100м) с зарослями. Гребли, практически касаясь веслами дна, хотя на брюхо не садились.
В 20.00 нашли стоянку на высоком мысу на острове справа по ходу движения, через ~500…800 м после зарослей. Если выйти на противоположную сторону острова, то через озеро видна (и очень хорошо слышна) деревня Реболы. Стоянка рыбацкая и посещаемая, как раз наверное с Ребол.
Сотовый ничего не ловит.
Дождь то начинался, то прекращался снова – и так раза два.

25 июля / Озеро Лексозеро (остров вблизи Ребол). Дневка

На утро встали, пока позавтракали, раскачались, уже 13.00 – пошел легкий дождь. Решили переждать и уснули. Проснулись – 15.00-16.00. Ждем погоды до следующего утра.
Шурик и Адмирал рыбачили с лодок. Адмирал наловил окуней и плотвы (ужин), Шурик – 0 щук. Андрей отремонтировал свой спиннинг путем некоторого укорачивания одного из звеньев. Вечером пофотографировали (фото 8), (фото 9), (фото 10). Легли спать.

26 июля / Озеро Лексозеро. Остров вблизи Ребол - остров перед островом Киватсар

Утро солнечное, ветер слабый, завтракали в 10.00.
В 12.отчалили (фото 11). Ветер на озере слабый, волны практически нет. Гребли от острова к острову. Затем вышли к длинной галечной косе, которая находится посередине Лексозера (фото 12).
Коса узкая, местами галечная, красивая. Погода благоприятствовала и мы пошли к следующему острову.
В 17.30-18.00 подошли к замечательной стоянке – мыс на острове (направленный к берегу материка), за которым идет остров Киватсар. Там срублены две постройки (фото 13): для хранения дров (с дровами) и для укрытия от дождя (все без дверей и окон).
Вылез посмотреть только я, остальные так и остались в лодках – решили идти дальше, хотя песчаные пляжи просто прекрасны.
Доплыли до избы на острове Киватсар, дальше на противоположный мыс материка.
Вдали увидели стоянку другой группы и машущие весла байдарки на противоположной нам косе острова.
Вернулись на стоянку со срубами (~ 2км хода). Причалили где-то в 18.30.
Стоянка всем понравилась (фото 14). Решили сделать завтра дневку.

27 июля / Озеро Лексозеро (остров перед островом Киватсар). Дневка

Однако дожди пошли затяжные. Польет, перестанет, и так весь день после полудня (фото 15). Впрочем, утром было солнце, но мы спали.
В перерыве между дождями успели порыбачить (фото 16). Наловили щук и окуней. Съели. В глубине острова видели еще одну избу (фото 17).
В итоге вообще не купались.

28 июля / Озеро Лексозеро (остров перед островом Киватсар) - река Сула (остров на входе в реку)

Собирались с переменкой на дождь. Вышли в 14.30. Остальную часть Лексозера прошли под небольшим ветром.
Перекусив перед разрушенным мостом на входе в Каргиозеро, прошли его всего, так и найдя место для стоянки. По ходу устроили целую фотосессию (фото 18), (фото 19), (фото 20), (фото 21), (фото 22), (фото 23). На двух островах ближе к реке Сула стояли две группы. Берега островов кое-где песчаные, но дальше идет сосновый лес практически без площадок под палатки. Все группы стояли на песке.
В итоге вошли в реку Сула и встали в 20.30 на высоком берегу, на острове, который находится сразу на входе в реку (фото 24).

29 июля / Река Сула (остров на входе в реку) - озеро Сула (остров Сулостров)

Утро, небо чистое, солнце, черника.
Сварили компот из ягоды, позавтракали, начали собираться. Вышли в 14.30-15.00.
За островом река широкая, берега сосновые высокие и не очень, есть достаточно места для стоянок (как кажется с воды). Видели одну стоянку отчетливо – скамейки, столы.
После левого поворота показался мост. Проход по центру закрыт - поперек лежит бревно и с него сливается вода. Мы прошли в пролет правее центра, но не самый крайний правый.
Порог №1 следует далее после правого поворота. Русло реки в пороге слегка петляет. Валы мощные ~ 0,5-1м. Мы прошли правее основной струи.
После порога река делает поворот налево на 90 градусов. Шурик упорно рыбачил, но ничего не поймал.
После порога, сразу справа у берега камни, от них тропинка к брошенной избе, расположенной на небольшом возвышении берега. С воды избу практически не увидишь – она закрыта деревьями. Левый берег каменистый, высокий.
Порог №2 видно после поворота реки. Сам порог и шивера немного поворачивают вправо. Валы мощные, но чуть меньше чем в первом. Мы прошли по центральной струе. Порог можно смотреть справа.
Порог №3 начинается через ~100м. Входная шивера делает небольшой правый поворот, сам же порог практически прямой. Валы мощные, как в первом пороге. Прошли чуть правее основной струи. Осмотр порога можно произвести справа с камней у берега.
После порога река разливается вперед, однако русло поворачивает налево. Через некоторое расстояние река делает правый поворот на ~120 градусов, после которого мы встали на перекус на правом берегу. В этом месте вполне можно организовать стоянку.
Порог №4 следует далее (фото 25), (фото 26). Самый короткий. Справа по берегу каменная гряда, с которой можно легко сделать осмотр. Снимал оттуда на видео (фото 27). Валы ~ 0,5-0,8 м. Мы прошли по центру. Другой экипаж прошел правее. После порога река разливается. За каменной грядой справа по течению вода спокойная и можно подплыть практически к середине порога.
Далее, после двух левых поворотов слева на возвышении берега видна изба. У реки в этом месте берега низкие, заросшие высокой травой. После нескольких поворотов среди травы (фото 28) вошли в озеро Сула.
Напротив выхода реки увидели песчаный пляж на небольшом острове. Дошли до него, но берег оказался заболоченным, хотя полоса песка вполне широкая для стоянки. Решили искать стоянку на острове Сулостров. Ветер нагнал волн, но мы шли фактически по ветру. На северном берегу Сулострова мы так и не нашли подходящего места. Напротив северного берега, на материке виднелись песчаные пляжи, но мы не проверяли их на пригодность для стоянки. Плыли дальше, пока не обогнули восточную оконечность острова.
На стоянку встали в 21.30 на южном мысе острова на широком песчаном пляже (фото 29). Чуть восточнее, на каменном возвышении берега стоит рыбацкая изба. Дальше на запад, после правого поворота изгиба берега, можно разглядеть среди деревьев еще одну рыбацкую избу, а чуть дальше по ходу видна на склоне холма острова брошенная деревня.

30 июля / Озеро Сула (остров Сулостров). Дневка

Утро, солнце, ветер слабый, но прохладный. Загорали, но практически не купались – вода не самая теплая. Проверяли оборудование: фото, видео, штатив, мобилы (фото 30). Пекли блины (фото 31), рыбачили. Так и прошла дневка.

31 июля / Озеро Сула (остров Сулостров). Дневка

Решили остаться здесь еще на один день. Адмирал, Шурик и я, втроем на двухместном «Таймене» сплавали посмотреть на заброшенную деревню. По пути проплыли мимо красивых скал (фото 33), (фото 34), (фото 35). Дома (фото 36) располагаются в ~150-200м друг от друга на склоне холма. Сама деревня расположена высоко, наверное, где-то на 50-100м выше уровня воды. Оттуда открывается прекрасный вид на южную часть озера. Вокруг некоторых домов растет малина. На территории деревни местные регулярно косят траву для скота и вывозят ее с острова.
Вечером пекли пиццы: грибную (хотя грибов было в ней – одна сыроежка), сырную, колбасную, кокао-конфето-кофе-сгущеную.
Все два дня светило солнце и дул небольшой ветерок.

1 августа / Озеро Сула (остров Сулостров) - река Лендерка - поселок Лендеры

Утро, сборы, ветра нет, небо в перистых облаках. Собрались к 14.20. Солнце выключили, повисли кучевые облака – вот-вот и дождик.
И точно, отошли к мысу берега, за которым начинается река Лендерка – пошел несильный дождь.
На входе в реку расположен остров. Мы обошли его слева. На выходе протоки между островом и берегом – камни. Сразу виден первый порог.
Порог №1. Течение и валы мощные, сохраняются практически на всем протяжении порога. Высота валов ~0,5 – 1 м. Порог прямой. Осмотр можно произвести по берегу справа. Порог самый протяженный, много валов.
Порог №2. Далее, после практически незначительного поворота влево, начинается входная шивера второго порога. Шивера делает правый поворот и начинается короткий порог. Валы слабее где-то в 1,5 раза по отношению к первому порогу. После река делает небольшой левый поворот.
Порог №3. Третий порог начинается после правого поворота реки. Порог короткий, с несколькими не самыми мощными валами. Мы прошли его с ходу по струе. По берегу видны ряжевые стенки.
Порог №4. Река немного поворачивает налево и начинается четвертый порог. Порог начинается небольшой шиверой, затем идут 2…3 мощных вала. Далее волнение немного стихает и на выходе из порога нас встретили еще 2..3 вала. Мы прошли чуть правее центра. После порога идет левый скалистый берег. Постепенно высота скал растет до 5…7 этажного дома (фото 37). Наверху есть скальная полочка, где мы видели тент другой команды. У воды лежали два «Тайменя».
Порог №5. После небольшого спокойного участка начинается длинная входная шивера пятого порога. Река немного делает поворот налево. В конце шиверы нас встретили 4..5 мощных вала. После валов река успокаевается и делает небольшой поворот направо.
Порог №6. Входная шивера шестого порога заканчиватся несколькими мощными валами, затем волнение немного слабеет и следует еще одна серия мощных валов. Мы прошли немного правее центра.
Порог №7. Состоит из двух ступеней, осмотр по берегу справа. Первая ступень похожа на предыдущие пороги. После идет небольшой левый поворот и начинается вторая ступень, где на выходе располагаются в шахматном порядке несколько (по-моему, 4) бочек. Справа скальные выступы. Мы прошли первую ступень по центру, а вторую чуть правее. Вторая ступень не большая по продолжительности, но самая мощная на речке. Валы ~ 1м, мощные. У меня, сидящего спереди, сорвало юбку, и в лодку тут же налило 10-15см воды. Также юбку сорвало у переднего гребца и на другой лодке.
После порога река быстро успокаивается. Перекусили прямо на воде. (фото 38)
Все время шел небольшой дождик. Все промокли, и было решено искать поблизости стоянку.
Встали на левом берегу в 18.30 после ЛЭП и островов. Расположились на дороге, которая подходит к реке. Чуть выше основная дорога, еще выше старое кладбище.
С кладбища можно поймать слабый сотовый сигнал из Финляндии (Сонэйра). Как сказали местные, 2у.е. минута разговора и 0,24у.е. эсэмэска.
Направили гонцов на станцию – Андрея и Шурика. Выяснилось, что если в предыдущем месяце 31 день, то из-за пересменка поезд (два вагона) поедет только 4-го. А вообще он ходит по четным дням.

2 - 4 августа / Обратный путь

Упаковались (фото 39), (фото 40), и на машине доехали до станции Сонозеро (1500р. – фургон Тойота, два сиденья рядом с водителем плюс кузов). В Сонозере прочитали на кассе объявление, что поезда на Петрозаводск именно 2-го не будет из-за того же пересменка…
Взяли до Суоярви в общий вагон в Питерском поезде. Он отправлялся через полчаса. Решили переночевать в Суоярви и далее доехать до Петрозаводска утром на машине.
К полуночи, когда поезд прибыл в Суоярви, пересмотрели свои планы и купили билеты в плацкарте этого же поезда до Питера (приходит утром на Ладожский вокзал), а оттуда решили ехать ночным поездом в Москву (с Московского вокзала – переезд меду вокзалами 800р на фургоне Форд, все сидели на сиденьях).
Таким образом, у нас получилась дневная прогулка по Питеру, которой никто и не предполагал. Вечером наблюдали потрясающий алый закат с высокими перистыми облаками.
Утром 4 августа были на Ленинградском вокзале в Москве.

Послесловие. Немного о съемке видео на воде

Весь поход я снимал на видеокамеру VHS-C Panasonic RZ-2EN. С собой взял две часовых кассеты и три по 45 мин. Также у меня были два аккумулятора – на 2 часа и на 4 часа. Для подзарядки использовал солнечные батареи.
Две отдельные кремниевые солнечные батареи представляют собой готовые к использованию во враждебной среде панели размером чуть более листа формата А4, каждая по 5Вт, 6В. Каждая панель состоит из пластикового листа с солнечными элементами, закрытыми стеклом и окаймленными алюминиевым профилем. Эти панели герметичны и могут спокойно работать под дождем.
Подключал солнечные элементы последовательно между собой, и параллельно с ними включал заряжаемый аккумулятор камеры и тестер. Никакого зарядно-разрядного устройства не было.
Для съемок в порогах и под дождем сделал мягкий водонепроницаемый бокс (см. описание). Весь поход заснял с использованием одного 2-х часового аккумулятора, который подзаряжал от солнечных панелей. 4-х часовой аккумулятор хранил как запасной и ни разу не использовал и не подзаряжал.
Для установки камеры на носу лодки соорудил деревянную конструкцию, прикреплял ее к лодке с помощью веревок. Камеру в боксе крепил к этой конструкции при помощи строп с пряжками. При съемках с носа направлял камеру как вперед, так и на себя.
Бокс, солнечные батареи и крепление к лодке выдержали испытания и подтвердили свою пригодность к использованию.
Отснял почти четыре часа. В итоге получился отличный фильм, особенно удались сцены прохождения порогов, снятые с носа лодки…

В начало